«Окупаемость — вопрос пары ближайших лет»: «Авангард» осваивает новую арену в Омске
Многофункциональность площадки поможет зарабатывать не только на хоккееРекордные сроки
С лета 2018 г. один из лидеров российского хоккея — омский «Авангард» был фактически бездомным. После того как «Арену Омск» признали не соответствующей нормам безопасности, команде пришлось искать новую площадку: перед сезоном 2018/19 остановились на подмосковной Балашихе. Там клуб провел запланированный ребрендинг и впервые выиграл Кубок Гагарина в 2021 г. А на старте сезона 2022/23 «Авангард» вернулся домой.
В Омске за это время снесли старую арену и на том же месте, на берегу Иртыша, возвели новую — на 12 000 зрителей. При этом официальную версию, почему в прежнем здании 2007 года постройки (и за $150 млн) стали трескаться несущие стены, так и не назвали. Экс-губернатор области Леонид Полежаев в интервью Forbes предположил, что дело в масштабной застройке вокруг арены. Но в городе популярнее было другое объяснение — просчеты в ходе строительных работ на намывном грунте. Представляя новую арену, строители заверили, что учли ошибки предшественников и использовали вдвое больше свай — около 3000.
Когда стало ясно, что Омску и «Авангарду» необходима новая арена, проект удалось вписать в программу подготовки к молодежному чемпионату мира по хоккею (МЧМ), который должен был начаться в России в декабре 2022 г. Изначально его собирались провести только в Новосибирске, затем скорректировали план, и омская площадка получила госфинансирование благодаря этому турниру. В итоге МЧМ у России забрали, новосибирская арена значительно подорожала и пока не ясно, когда будет достроена, а в Омске все возвели быстро.
На арену потратили около 12 млрд руб. при изначальном плане уложиться в 10 млрд. Председатель совета директоров «Авангарда» и директор по региональным продажам «Газпром нефти» Александр Крылов объяснял: 10-миллиардный план действовал при курсе доллара в 50 руб., затем бюджет скорректировали.
Сама «Газпром нефть», как главный партнер клуба, вложила в строительство 6,2 млрд руб., 5 млрд на объект получили из федерального бюджета, еще 727 млн руб. добавил регион. «Газпром», как главный инвестор, выступал и заказчиком.
Благодаря формату государственно-частного партнерства итоговый собственник арены — Омская область, но важнее то, что «Авангард» на всех этапах подготовки участвовал в реализации проекта, а значит, получил в распоряжение комфортный объект, где уже учтены пожелания клуба.
Арену построили всего за два года — в клубе называют такие сроки рекордными. В сентябре 2019 г. снесли старый дворец, первые сваи нового забили в июне 2020 г., а 22 сентября 2022 г. на «G-Drive Арене» уже провели первый официальный матч. В тестовом режиме сыграла молодежная команда «Омские ястребы».
Один из наиболее сложных этапов монтажа — металлоконструкции здания арены, они требовали значительных людских и технических ресурсов, рассказывает «Ведомости. Спорту» инженер Роман Ерошкин, отвечающий за управление строительством в группе компаний «Спектрум», которая контролировала работы на объекте.
«Трудности вызывал и монтаж инженерных сетей из-за их количества и увязки друг с другом. Но благодаря правильной организации удалось реализовать запланированные технические решения, — поясняет Ерошкин. — Арена объединяет опыт современных спортсооружений вокруг ключевой идеи многофункциональности. Угол наклона ее трибун улучшает видимость и акустику ледовой чаши. А зрелищный эффект добавляет комплекс мультимедиа- и концертного оборудования. Кроме того, на арене установлен один из самых больших в КХЛ медиакубов».
Главный «Авангард» начал в новом доме с победы над «Сибирью». Три первых матча собирали больше 10 000 зрителей. Свободные места на трибунах были и на игре открытия (пришли 11 767 человек): в клубе это объяснили тем, что часть билетов раздали в подарок и не все получившие их бесплатно в итоге пришли.
План по окупаемости
Среднесрочная цель, которую перед собой теперь ставит «Авангард», — выйти на окупаемость арены. Стартовый отрезок в клубе не считают до конца релевантным, но первые результаты превзошли внутренние ожидания, отмечает в интервью «Ведомости. Спорту» генеральный директор «Авангарда» Сергей Белых.
«Первые пять мероприятий прошли с плюсом, финансовый результат превысил наши планы, — говорит Белых о трех играх, ледовом шоу Ильи Авербуха и концерте группы «Ленинград». — Выручка с матчей кратно превосходит, например, показатели в Балашихе до пандемии. Если мы как минимум сохраним такой темп, окупаемость — вопрос пары ближайших лет». Крылов рассказывал, что только ледовое шоу принесло клубу 4 млн руб. «Авангард» рассчитывает, что арена будет зарабатывать круглогодично, в том числе в дни без больших событий на главной площадке, — ее сразу задумывали как мультифункциональный объект. Например, планируют активно задействовать атриум, способный принимать мероприятия с аудиторией до нескольких тысяч человек, открыть постоянно действующий ресторан и другие сервисы.
Многофункциональность — один из ключевых мировых трендов в строительстве подобных сооружений, отмечает в разговоре с «Ведомости. Спортом» главный архитектор проектов бюро Asadov Никита Асадов.
«Кроме того, характерны интеграция медиатехнологий и соблюдение принципов устойчивого развития, — говорит Асадов. — В новой омской арене все это присутствует. Даже не погружаясь в детали проекта, можно увидеть применение двух типов медиафасадов — медиаэкрана над входом и динамической подсветки, скрытой за перфорированным металлическим фасадом по всему периметру здания, — стремление сделать здание удобным не только для спортивных событий, но и для концертов, шоу, фестивалей».
Полностью оформить медиафасад в Омске планируют к концу октября. В современном мире технологии и форматы наполнения сооружений меняются настолько быстро, что крупные комплексы зачастую устаревают уже к моменту открытия, обращает внимание Асадов, поэтому критически важным критерием архитектурного проекта является его многофункциональность.
«Экономика подобных объектов требует максимального разнообразия и плотного графика использования, — продолжает он. — Эксплуатацию спорткомплекса практически невозможно окупать только за счет продажи билетов на спортивные мероприятия, даже если они идут круглый год без перерыва. Современные требования по размещению зрителей достаточно универсальны, в том числе с этим связан высокий угол подъема трибун, улучшающий обзор площадки».
Пока доработки арены продолжаются — в клубе готовы, что на это уйдет еще какое-то время, такая практика характерна для любого нового объекта. В Омске таких современных площадок нет, обращает внимание Белых. Оснащение «G-Drive Арены», подчеркивает он, это конкурентное преимущество, которое провоцирует спрос в городе.
«Заявок на мероприятия уже много, в том числе на концерты, — продолжает гендиректор. — Из-за плотного календаря КХЛ до мая их будет не так много, а вот летняя программа ожидается насыщенной. На примере концерта группы «Ленинград» мы уже протестировали возможности: 6 октября вечером провели его, а на следующий день утром на льду уже тренировалась команда».
Спонсорским неймингом арены интересовались разные потенциальные партнеры, из беттинг-сегмента было самое большое внимание, еще интерес проявляли интерес из телеком-индустрии и других направлений, рассказывает Белых.
«Это отдельный трехлетний контракт, сумма для рынка достойная — букмекеры не предлагали больше, — говорит генеральный директор «Авангарда». — Стоимость никак не зависит от выступления команды и других обстоятельств: бонусы за результат, появление в федеральном эфире и иные показатели предусмотрены в спонсорском контракте, но не в нейминговом».
Обратный переезд
Экстренный переезд клуба из Омска в подмосковную Балашиху был незапланированным и стал стрессом для клуба. А для обратной релокации «Авангард» разработал детальный план, поэтому возвращение прошло без сюрпризов, рассказывает Белых «Ведомости. Спорту».
Он уточняет, что перемещение в Омск не обернулось для клуба серьезным оттоком сотрудников, хотя упоминает несколько единичных, но заметных кадровых потерь — в том числе на уровне своих заместителей.
«Для новой арены штат мы заметно расширили, и нам было принципиально важно искать сотрудников в Омске, — поясняет генеральный директор. — При этом в городе у нас всегда оставались работники, потому что действовали клубная академия, детско-юношеская школа, команда Высшей лиги. Пока в Москве останется мини-офис, выполняющий вспомогательные функции: разработка приложений, закупки и т. д.»
С омской аудиторией все это время клуб взаимодействовал: в городе проводили мероприятия, к открытию сезона приезжала главная команда, омское празднование устраивали и в честь выигранного Кубка Гагарина-2021.
Положительная реакция на возвращение команды во многом следует из того, что работа с местной публикой не прекращалась, уверен Белых. По его словам, подробная коммуникационная программа, в том числе анонсирующая возвращение «Авангарда» домой и открытие новой арены, сейчас и обеспечивает отклик в городе.
«Продажи нашего интернет-магазина за четыре года пребывания вне Омска выросли в десятки раз, причем загрузку в значительной степени обеспечивала именно омская аудитория, — добавляет Белых в интервью «Ведомости. Спорту». — Мы хорошо знаем, как она растет, как реагирует на клуб. А чтобы эффективнее подготовиться к возвращению, мы исследовали билетные программы «Ак Барса» в Казани, «Салавата Юлаева» в Уфе, челябинского «Трактора», петербургского СКА и др.».
Переезд в Омск совпал для «Авангарда» с игровым кризисом. Перед сезоном команду возглавил 46-летний бывший игрок команды Дмитрий Рябыкин, но через шесть недель после старта чемпионата его уволили.
Сам специалист связывал неудачное начало (лишь шесть побед в 16 играх, в том числе серия из шести поражений в первых матчах) не только со сложностями в селекции, но и с необходимостью играть 12 раз подряд на выезде — по просьбе клуба КХЛ отложила первый домашний матч на октябрь, чтобы команда сразу могла начать на «G-Drive Арене».
От и.о. главного тренера Михаила Кравеца теперь ждут не только результата, но и яркой игры, которая поможет постоянно заполнять новую арену.