Во французском футболе скандал – прокуратура расследует сомнительную сделку лиги

    Комиссия сената признала деятельность управляющей организации неэффективной
    Президент LFP Венсан Лабрюн
    Президент LFP Венсан Лабрюн /EPA / ТАСС

    В последние годы французский футбол сотрясают многочисленные скандалы. 5 ноября случилось очередное обострение, когда с обысками в штаб-квартиру Французской профессиональной футбольной лиги (LFP), а также дом президента организации Венсана Лабрюна нагрянули следователи антикоррупционного комитета, пишет L'Équipe. LFP – это руководящий орган двух главных футбольных лиг Франции – Лиги 1 и Лиги 2.

    Зарплата президента выросла втрое

    В разгар чемпионата Европы 2024 г. президент Франции Эммануэль Макрон объявил внеочередные парламентские выборы, которые заметно отразились на игроках национальной сборной. Опасаясь к приходу во власть ультраправых, лидер команды Килиан Мбаппе призвал соотечественников не игнорировать выборы. «Евро важен для нашей карьеры, но мы, граждане, не оторваны от того, что происходит в нашей стране. К власти могут прийти экстремисты, но у нас есть возможность определить свое будущее. Я призываю всех молодых людей пойти и проголосовать, чтобы осознать всю важность ситуации», – голосил Килиан. 

    Франция вылетела в полуфинале Евро от Испании (1:2), а всего месяц спустя в стране вспыхнул новый скандал. К старту сезона 2024/25 чемпионат Франции подошел без телевизионной сделки на внутренние права, денежные поступления от которой формируют бюджеты большинства команд. Ситуация возникла из-за неправильной стратегии LFP, пытавшейся выбить от телевидения не менее 1 млрд евро – на уровне чемпионатов Испании, Италии и Германии – тем не менее уровень популярности турнира явно не соответствовал запросам. В итоге LFP пришлось довольствоваться соглашениями со стриминговым сервисом DAZN и холдингом beIN Sports всего на 500 млн евро, писал L'Équipe. 

    Несмотря на явный стратегический провал в переговорах по ТВ-сделке, в сентябре президент LFP Лабрюн практически единогласно (85,67% голосов в первом туре) был избран на новый четырехлетний срок. Это вторая каденция бывшего президента «Марселя», который в 2020 г. сместил Натали Бой де ла Тур. Тем не менее это привело к попаданию французского футбола в очередную зону турбулентности. Спустя неделю один из партнеров LFP, инвестиционный фонд CVC Capital Partners из Люксембурга, потребовал у Лабрюна возместить компании 1,5 млн евро, что соответствует зарплате президента за год (1,2 млн евро), плюс 300 000 евро компенсации, зафиксировал Get French Football News. 

    В сентябре 2022 г. совет директоров LFP повысил зарплату Лабрюну с 400 000 евро до 1,2 млн евро. Обсуждения по этому поводу были конфиденциальными и, как сообщается, не были зафиксированы в официальном протоколе заседания. Выяснилось, что президент распорядился о выплатах половины его зарплаты LFP Media – совместной компании лиги и CVC. В данном вопросе Венсан не посоветовался с инвесторами, и изначально это изменение осталось незамеченным, поскольку платеж был включен в глобальный бюджет организации наряду с операционными расходами LFP, покрываемыми коммерческой компанией. Этой осенью бухгалтеры CVC обнаружили недостачу, Лабрюна обязали вернуть деньги, а лига принесла извинения партнерам. 

    Сумасшедшие премии

    Всего полтора месяца спустя президент и ведомая им организация снова оказались под ударом – на этот раз гораздо более мощным, чем прежде. К обыскам в офисах LFP и доме Лабрюна на Лазурном берегу привели неутешительные результаты отчета парламентской комиссии Сената, которая последние полтора года рассматривала состояние дел во французском футболе. Деятельность Профессиональной футбольной лиги была признана «совершенно неэффективной», а главным предметом рассмотрения стал договор с CVC в 2022 г. 

    В условиях падения телевизионных доходов организация Лабрюна нуждалась в «быстрых» деньгах, поэтому согласилась на предложение инвестиционного фонда о продаже за 1,5 млрд евро 13% будущих доходов компании LFP Media, которая занимается реализацией медийных прав лиги, констатировала SportsPro Media. Договор повлек за собой еще один скандал относительно распределения этих средств среди 18 клубов высшего дивизиона. Если флагману французского футбола ПСЖ пообещали перечислить в ближайшие три года 200 млн евро, а еще двум местным топ-клубам – «Марселю» и «Лиону» – по 90 млн евро, то скромным командам из нижней части турнирной таблицы придется довольствоваться 33 млн евро. 

    Также пристальное внимание к сделке привлекла жалоба, поданная еще в ноябре прошлого года антикоррупционной организацией «AC!!». Ее активисты потребовали провести расследование относительно распределения 37,5 млн премий в рамках коллаборации между лигой и CVC. По данным L'Équipe, по 12 млн евро досталось каждому из двух банков, участвовавших в переговорах, еще 5 млн евро – курировавшей сделку юридической фирме. Также 8,5 млн евро получили ведущие функционеры LFP, а большую часть этой суммы прикарманил Лабрюн. Следователям Французской национальной финансовой прокуратуры (FNF) предстоит выяснить, кто отвечал за распределение бонусов и определял их размер. 

    Помимо коррупционной составляющей в деятельности LFP, сенатор Мишель Савен раскритиковал сделку о продаже ТВ-прав за 500 млн евро. «Приходится констатировать, и последние финансовые отчеты ясно дают это понять, что стоимость прав Лиги 1 гораздо ближе к показателям чемпионата Словении, чем к английской Премьер-лиге. Существует острая необходимость французского профессионального футбола перестать жить не по средствам и восстановить профессиональное управление», – цитирует Савена Onze Mondial. 

    Похожий скандал осенью 2023 г. случился в Германии, когда та же CVC Capital Partners боролась с другой инвестиционной компанией Blackstone Inc. за право приобрести 12,5% телеправ двух Бундеслиг. Сделка оценивалась в 1,85 млрд евро, и грядущую экспансию не смогло блокировать даже правило «50+1», согласно которому при передаче своей профессиональной футбольной деятельности отдельной компании клуб должен сохранить за собой большинство голосующих акций. В начале 2024 г. за продажу телеправ проголосовали 24 из 36 клубов высших дивизионов Германии – Первой и Второй Бундеслиги. 

    Тогда за дело взялись болельщики, которые забрасывали поле теннисными мячами, приковывали себя наручниками к воротам, запускали игрушечные машинки на дистанционном управлении с дымовыми шашками. Протесты оказались настолько массовыми, что руководство Бундеслиги отказалось от сотрудничества с CVC.