Цены на топ-игроков падают, на молодых тратят больше – УЕФА подвел итоги сезона
Резюме большого аналитического отчета о состоянии европейского футбола в сезоне 2023/24Союз европейских футбольных ассоциаций (УЕФА) ежегодно публикует большие исследования. Цифры и графики помогают зафиксировать актуальные тенденции в современном футболе и определить векторы его развития. Данные адресованы прежде всего сотрудникам клубов, лиг и федераций, хотя они могут заинтересовать и болельщиков. Например, из свежего отчета следует, что самая результативная лига сезона 2023/24 – исландская (в среднем 3,5 мяча за матч), больше всего аренд в Шотландии и Италии (6,3 и 5,8 на команду), а тренеров меняют чаще в топ-дивизионах Сербии и Турции (37 и 35 раз).
Отчет 2024 г. – больше и подробнее прошлогоднего: 109 страниц против 92. Главные тезисы исследования – аудитория футбола в Европе растет, расходы на трансферы падают, а организаторы турниров охотнее экспериментируют с форматом лиг.
Выше рост
В сезоне 2023/24 матчи всех европейских профессиональных лиг суммарно посетили 221 млн болельщиков (+7% к сезону 2022/23). В лидерах ожидаемо топ-дивизионы Англии – 14,7 млн, Германии – 12,1 млн, Италии – 11,7 млн, Испании – 11 млн и Франции – 8,2 млн. Правда, в плюсе только Серия А, у остальных посещаемость упала на 2-9%. Авторы нашли этому объяснение: «Барселона» временно переехала на стадион меньшей вместимости, во Франции сократили число участников с 20 до 18, а в Германии и Англии вылетели команды с большими аренами.
Российская премьер-лига с показателем 2,7 млн зрителей показала рост на 18%. И если по суммарной аудитории РПЛ только 12-я (между Бельгией – 3,2 млн и Швейцарией – 2,6 млн), то по динамике – среди лучших. Зрительский интерес вырос сильнее только в Норвегии (27%), Румынии и Польше (по 26%). Вообще, высшие лиги растут прежде всего в восточной и центральной Европе. Казахстан, Беларусь, Чехия, Венгрия, Словакия, Кипр – здесь посещаемость увеличилась минимум на 10%. В западной части континента похожая динамика только в Ирландии, Швейцарии и Норвегии. Зато среди самых посещаемых команд – клубы из главных лиг, пусть и с двумя исключениями: в топ-16 попал «Шальке», выступающий во второй Бундеслиге, и шотландский «Селтик».
УЕФА также изучил посещаемость низших дивизионов. Тут Англия тоже в лидерах – 24,4 млн (+8%). Затем идут Германия (15,2 млн, +25%), Испания (8,6 млн, +12%), Италия (7,2 млн, -1%) и Франция (4,5 млн, +6%). Россия (1,6 млн) – наравне с Польшей, выше Шотландии (0,9 млн) и ниже Нидерландов (2,5 млн). И на 22% меньше, чем сезоном ранее. В Футбольной национальной лиге (ФНЛ), которая управляет российским футболом вне РПЛ, подтвердили, что аудитория сократилась, но не настолько драматично.
«Показатель в 1,6 млн зрителей не соответствует нашим значениям, – сообщили «Ведомости. Спорт» в пресс-службе ФНЛ. – Посещаемость за сезон 2023/24 в трех наших лигах составила порядка 1,86 млн зрителей. При этом в Первой лиге она действительно упала по сравнению с сезоном 2022/2023 – на 13%. Это объясняется ротацией команд с РПЛ. В том сезоне от нас ушли клубы с большой базой болельщиков – «Балтика» и «Рубин». Вклад посещаемости этих команд в итоговую цифру был большим – 37% от общей посещаемости всех 18 клубов лиги». В ФНЛ подчеркнули, что лига руководствуется прежде всего показателями без учета команд, которые опустились из РПЛ. И они, наоборот, выросли – на 28%.
Стоимость падает
УЕФА уделил внимание трансферным трендам лета-2024. Европейские клубы заключили сделок суммарно на 6,7 млрд евро. Это на 8% меньше, чем было в 2023 г. Хотя показатель выше, чем в пандемийные 2020-й (4,3 млрд) и 2021-й (3,9 млрд), но ниже, чем в 2019-м (7 млрд). Рынок как будто успокаивается: летом 2022-го и 2023-го инвестиции в новичков мощно росли – на 48% и 26%, соответственно. Нынешнее снижение произошло на фоне Евро, а крупные турниры – это хорошая реклама для малоизвестных игроков, чья трансферная стоимость может резко вырасти по его итогам.
Другой тренд – снижение стоимости наиболее ценных игроков. За топ-10 в списке самых дорогих заплатили на 33% меньше, чем в 2023 г. Во втором эшелоне (футболисты с 11-го по 50-е место) – на 14%. Тенденция, вероятно, связана с резким сокращением спроса со стороны Саудовской Аравии. Лимит на легионеров местной лиги не позволяет клубам регулярно покупать новых дорогостоящих иностранцев.
В отчете также говорится, что в этом году клубы вновь отложили покупки на последние дни до закрытия трансферного окна, когда в большинстве лиг сезон уже стартовал. В этом году четверть всех сделок случилась в заключительные две недели (общая стоимость – 1,56 млрд). Это характерно для всех трансферных окон с 2020-го, но пять лет назад таких покупок было только 8% (560 млн).
Очевидна и другая закономерность: европейские клубы стали больше тратить на футболистов в категории 23 лет и моложе. Доля таких расходов составила 13%, это рекорд, раньше она не превышала 10%. К слову, в России сделки по молодым игрокам составили 41% от общих трансферных затрат. А рекорд тут принадлежит Австрии. Там только на футболистов 19 лет и младше израсходовали 65%, еще 22% пришлось на возрастную категорию 20–23. В опытных (от 29 лет) инвестируют в Греции (17%), Германии (10%), Италии и Турции (по 8%). Россия тоже рядом – 7%, а в Англии, Испании и Франции много тратить на таких новичков не готовы – по 3%.
Если Австрия делает ставку на молодых игроков, то начинающим тренерам доверяют в Дании. В местной лиге 75% назначений пришлись на специалистов с опытом менее года. Затем идут Шотландия (40%), Австрия и Турция (по 38%). Без солидного портфолио сложнее всего трудоустроиться в чемпионате Швейцарии (8%). А наиболее опытных (со стажем больше 10 лет) ценят в Англии – там таких назначений 57%.
В поиске баланса
В этом сезоне еврокубки проходят по новой схеме без группового этапа. Но организаторы экспериментируют и с форматом лиг, причем это уже устойчивый тренд. Если 2014-м 78% национальных первенств разыгрывались по стандартной схеме «гладкого» чемпионата, то сегодня таких только 63%. УЕФА привел в пример Албанию, где с сезона 2023/24 обладателя титула определяют в финале четырех. Это уникальный для футбола формат, хотя и распространенный в других видах спорта, прежде всего в баскетболе. Составители отчета утверждают, что новинка понравилась албанским болельщикам: при средней посещаемости матчей местной лиги в 1392 зрителя три встречи финала четырех посетили суммарно 20 000.
В отчете большое внимание уделено и женскому футболу. Его аудитория растет: в сезоне 2023/24 матчи высших лиг вживую посмотрели 2,6 млн, это на 38% больше, чем годом ранее. Доминирует Англия, где с учетом еврокубков на трибунах собралось больше 1 млн болельщиков. Остальные чемпионаты не дотягивают даже до 500 000. Российская Суперлига в топ-10 по посещаемости не входит.
УЕФА нацелен на развитие женского футбола. Со следующего сезона кроме Лиги чемпионов будет проводиться новый еврокубок. Пока у него даже нет названия, но уже известно, что в нем примут участие 44 клуба. «Женский футбол продвигается много лет, соответственно – растет число девушек, которые им увлекаются, – объясняет «Ведомости. Спорту» Станислав Яковлев, сооснователь креативного агентства Special One, работающего со спортивными клубами. – Новые турниры – это ориентиры и цели для профессионального роста: приходя на тренировку, футболистка должна понимать, что может реализоваться в этом направлении. Появляется перспектива выиграть европейский турнир. Так что УЕФА, запуская новое соревнование, безусловно, работает на расширение рынка. При этом заработок на соревнованиях – тоже одна из целей».
Дополнительным стимулом к развитию женского футбола становится усиливающаяся связь с мужскими клубами, о чем также говорится в отчете. Всего за два года количество интегрированных женских команд в большие футбольные проекты выросло с 49% до 56%. Еще 10% сотрудничают с мужскими клубами, но формально остаются независимыми. Тренд на объединение охватил почти всю Европу, за исключением юго-востока континента.
«Запускать команду под эгидой мужской, конечно, проще, – говорит Яковлев. – Реабилитация, медицина, организация, тренировочный процесс, закупки, коммерция, маркетинг – все это уже есть у мужских клубов. К тому же у ФИФА и УЕФА поддерживает проекты в женском футболе через субсидии и прочие программы финансирования. Клуб, обладая и мужской, и женской структурой, может получить поддержку в управлении». Также эксперт напоминает, что такой подход работает на развитие общего спортивного бренда, чем пользуются в России «Зенит», ЦСКА, «Спартак», а в Европе – «Милан», «Барселона» и другие клубы.