Строго по паспорту: как в футболе выживают клубы с игроками из одного региона
Не только «Атлетик» из Бильбао выстраивает кадровую политику по территориальному принципуЕвропейские чемпионаты по футболу постепенно набирают обороты. В испанской Ла Лиге после четырех туров уверенно лидирует «Барселона», а вот обладатель Кубка страны 2024 г. «Атлетик» из Бильбао пока находится в нижней части таблицы.
Зато по количеству проданных абонементов на сезон 2024/25 команда из Страны Басков (регион на севере Испании) – четвертая: 43 649 при вместимости арены 53 289 зрителей. Популярность объяснима. «Атлетик» – один из самых титулованных испанских клубов: 37 трофеев – больше только у «Реала» и «Барсы». И лишь эти три команды никогда не покидали топ-дивизион. Но последнее чемпионство «Атлетика» в Ла Лиге датировано сезоном 1983/84. В современном футболе команде, которая подбирает игроков по национальному/территориальному признаку, добиваться успеха намного сложнее.
Английские корни
«Каждый игрок клуба «Атлетик» либо родился в Стране Басков, либо вырос здесь», – встречает посетителей сайт команды. И по каждому действующему игроку предлагает ознакомиться с подтверждающей этот тезис информацией: в каком городе родился или когда переехал в Басконию и за какие молодежные клубы там выступал. На таком принципе «Атлетик» строит селекцию c 1911 г., когда в клубе последний раз сыграли иностранцы.
Футбол в Бильбао, как и полагается, завезли из Британии в конце XIX в. Город был важным портом, куда прибывали британские моряки и шахтеры, к тому же дети местных богачей учились в Англии и по возвращении делились футбольными впечатлениями. В 1898 г. в Бильбао появилось спортивное общество, которое основали велосипедисты-любители, а в его структуре – футбольный клуб «Атлетик». С самого начала в нем играли в основном местные ребята, но без помощи опытных британцев обойтись не получилось.
Единственным иностранцем из 33 основателей «Атлетик» был Альфред Миллс, переехавший в Бильбао с отцом из Англии, чтобы работать в компании, которая налаживала телефонную связь между Испанией и Великобританией. В Бильбао его называли «Эль инглес» («Англичанин»), а в клубе он были и капитаном, и тренером.
Первым трофеем «Атлетик» можно считать дебютный Кубок Испании – турнир 1902 г. был приурочен к коронации Альфонсо XIII, прадеда нынешнего испанского короля.
Обтекаемое правило
По мнению историков Джона Риваса и Хосу Турузеты, традиция принимать в команду только местных игроков сложилась в «Атлетик» постепенно. В 1910-х число иностранцев в испанском футболе сократилось из-за ужесточения правил национальной федерации. Например, в Кубке 1911 г. «Атлетик» чуть не дисквалифицировали из-за британских игроков, не выполнивших требование прожить на территории Испании более полугода. После протестов других команд «Атлетик» отказался от иностранцев на время турнира, а затем и вовсе сосредоточился на талантах из родного региона.
До 1970-х в клубе действовало правило брать в команду только рожденных в Бискайе (провинция в составе Страны Басков), затем его расширили до всей Басконии (включая несколько районов на юго-западе Франции), а к 1980-м зеленый свет получили родившиеся за пределами, но выросшие в регионе. «С самого начала философия интерпретировалась по-разному, – делился в интервью с The Athletic Хуан Элехальде, член правления «Атлетик» в 1990-х. – Это никогда не фиксировалось письменно, потому что никто этого не хотел. Все советы директоров толковали традицию национализма в угоду себе».
«Атлетик» до сих пор не отказывается от селекционных ограничений, потому что, как и многие команды в Испании, принадлежит болельщикам (официальным членам клуба, которых называют сосьос), а 76% фанатов, согласно опросу El Mundo, согласны даже на вылет в низший дивизион – лишь бы в «Атлетик» играли только баски. Ни один потенциальный и действующий председатель клуба (а это выборная должность) не рискнет идти против своего электората. «Есть более приятные способы покончить жизнь самоубийством», – пошутил как-то экс-президент «Атлетик» Хосе Хулиан Лертксунди, намекая на реакцию болельщиков.
Первый темнокожий футболист появился в баскской команде лишь в 2011 г., но со временем их стало больше, а соблюдать традицию помогает миграционный поток из Африки.
На пользу сборной
Ограничительная политика Федерации футбола Испании по отношению к иностранцам имела и позитивный эффект – это подтолкнуло развитие футбола в регионах и заложило традицию сильной национальной сборной. Уже на своем первом международном турнире – Олимпиаде-1920 – Испания взяла серебро (помогла и дисквалификация Чехословакии в финале). В решающем матче один из голов забил Рафаэль Морено, или Пичичи, – звездный игрок «Атлетик».
Он родился в Бильбао и всю карьеру выступал за местный клуб, став, по данным Ла Лиги, первым профессиональным, т. е. зарабатывающим только футболом, игроком «Атлетик». За 11 лет он провел в составе команды 89 игр и забил 83 мяча, став четырежды обладателем Кубка Испании (до появления Ла Лиги в 1929 г. это был самый престижный трофей в стране). На поле он выходил в примечательной белой шапочке, на которую ориентировались партнеры при подаче угловых. В 1922 г. Пичичи умер в 29 лет от сыпного тифа, а в 1953 г. испанская газета Marca назвала именем футболиста трофей лучшему бомбардиру сезона: восемь раз его обладателем становился Лионель Месси.
Без страха смерти
В современном футболе трансферную политику, как правило, определяют финансовые возможности клуба, ограничения по национальному или другому признаку не в моде. Но «Атлетик» не единственный пример подобного подхода. К примеру, в составе 13-кратного чемпиона Эквадора «Депортиво Эль Насьональ» выступают только граждане этого государства. Название столичного клуба, созданного в 1964 г. на базе вооруженных сил страны, переводится как «национальный, гражданин», а прозвище Los puros criollos означает «чистый уроженец».
Традиция привлекать в команду только эквадорцев изначально опиралась на идею показать спортивную мощь армии Эквадора. Но с 2013 г. структуры минобороны почти не участвуют в управлении клубом и снизили финансовую поддержку команды. Результаты тоже пошли на спад: последний раз «Эль Насьональ» выигрывал чемпионат страны в 2006 г., а в сезоне-2024 идет вне топ-5. И это подталкивает к отмене ограничений – купить хорошего иностранца дешевле, чем топ-эквадорца, но пока дальше разговоров дело не заходит.
Мексиканская «Гвадалахара» (теперь – 12-кратный чемпион страны) изначально называлась «Юнион», так как объединяла в составе как мексиканцев, так и европейцев (бельгийцев, французов, испанцев и англичан). В 1906 г. клуб основал бельгийский иммигрант Эдгар Эверерт, а два года спустя привез из европейского путешествия идею переименовать его в честь города – по его наблюдениям, в таком случае местные болельщики активнее поддерживают команду.
Новая эра «Гвадалахары» началась в 1943 г., когда состоялся первый чемпионат Мексики среди профессиональных команд, – клуб принял решение, что за команду могут выступать только мексиканцы. Инициатором ограничений стал тогдашний президент «Гвадалахары» Игнасио Лопес Эрнандес, владелец конфетно-шоколадной фабрики. Благодаря его поддержке клуб заплатил взнос в 10 000 песо за регистрацию в новой профессиональной лиге и построил тренировочную базу. Финансовое влияние позволило Эрнандесу диктовать правила. «Этот клуб выиграет или умрет окончательно, основываясь на таланте и усилиях 11 мексиканских игроков», – говорил он.
Правда, ограничения до сих пор не зафиксированы в документах клуба, поэтому нынешние руководители находят лазейки, чтобы подписывать иностранных игроков. Например, сейчас в составе «Гвадалахары» выступает игрок сборной США Кейд Кауэлл. Но и ему пришлось получить мексиканское гражданство – преодолеть бюрократические барьеры помогло происхождение его матери.