На Евро-2024 зажгли тинейджеры: почему в футболе стало больше молодых звезд

    17-летний Ламин Ямаль подорожал за турнир на 33% и стоит теперь 120 млн евро
    Ламин Ямаль отпраздновал на Евро-2024 17-летие и сделал себе шикарный подарок – стал самым молодым чемпионом Европы в истории /Xinhua / ABACA

    Евро-2024 запомнился ярким выступлением игроков в возрасте до 20 лет. «Ведомости. Спорт» разбирается, почему тинейджеров активно используют во взрослом футболе и как ранний старт влияет на карьеру в целом.

    В финале Евро-2024 впервые в истории чемпионатов Европы на поле с первых минут вышли два тинейджера: 17-летний полузащитник сборной Испании Ламин Ямаль из «Барселоны» и его коллега по амплуа – 19-летний англичанин Кобби Майну из «Манчестер Юнайтед». Всего в Германию приехало 10 футболистов, которым на момент начала турнира не исполнилось 20 лет. Восемь из них вышли на поле. В заявках на Евро-2020 значилось 14 тинейджеров – и все они были задействованы. На Евро-2016 – семеро (сыграл каждый). Лучший бомбардир в истории сборной Хорватии, бронзовый призер чемпионата мира-1998 Давор Шукер в интервью телекомпании RAI резюмировал, что «тренд на участие школьников в крупных турнирах сформировался давно, но на прошедшем Евро проявился особенно ярко».

    Своеобразное отношение

    Ямаль не просто стал самым молодым чемпионом Европы в истории (17 лет и один день), он сыграл на Евро-2024 все семь матчей и только в одном (против Албании в группе) вышел на замену. Полузащитник сделал четыре голевые передачи, повторив рекорд Евро по этому показателю, и один раз забил сам, в полуфинале против французов (2:1), – теперь Ямаль самый молодой автор гола на Евро (16 лет и 362 дня). У испанца был хороший шанс стать и самым юным автором мяча в финале Евро, но вратарь сборной Англии Джордан Пикфорд не позволил ему побить рекорд итальянского нападающего Пьетро Анастази, которому было 20 лет и 64 дня, когда он забил сборной Югославии в переигровке финала Евро-1968 в Риме (2:0).

    «В Испании к Ямалю было своеобразное отношение, – объясняет «Ведомости. Спорту» журналист Radio Marca Эстебан Сайнз. – Все знали, что он талант «Барселоны» и периодически выходит на поле. Его воспринимали как подростка, который пока играет в удовольствие, но через какое-то время футбол ему надоест. Поэтому трудно было представить, что Ямаль поведет за собой партнеров в сборной и будет действовать в каждом эпизоде максимально расчетливо. Именно за счет его перемещений без мяча Испания строила результативные атаки. На родине болельщики открыли его заново, а журналисты вновь обратились к ростерам клубов, чтобы прикинуть, кто из сверстников Ямаля может сверкнуть на следующем Евро».  

    Выделялся на турнире и полузащитник сборной Турции Арда Гюлер, который стал самым молодым игроком в истории, забившим в дебютном матче на Евро. Хавбек мадридского «Реала» отправил мяч в ворота сборной Грузии в возрасте 19 лет и 114 дней. Гюлер превзошел рекорд португальца Криштиану Роналду с Евро-2004 (19 лет и 128 дней).

    Англичанин Майну, как отмечали авторы The Guardian, «не бил рекорды в стиле Ямаля и Гюлера, но с блеском прошел кастинг в опорную зону в пару к Деклану Райсу»: изначально на позиции центрального полузащитника пробовался игрок «Ливерпуля» Трент Александер-Арнольд, а затем и Конор Галлахер из «Челси». Но главного тренера англичан Гарета Саутгейта в матче со Словенией (0:0) впечатлил именно Майну: он грамотно выходил из-под прессинга, успевал страховать партнеров и помогать атаке. В итоге пять из семи игр сборной Англии на Евро парень провел в стартовом составе. «Он выглядел так, словно ему всегда было очень комфортно в футболке сборной Англии», – резюмировал Саутгейт.

    Битва за результат

    Успехи тинейджеров не только нашли отражение в статистических сводках, но и спровоцировали разговоры об оправданности их привлечения во взрослый футбол международного уровня. Детский тренер академии клуба Российской премьер-лиги Сергей Соковиков считает, что большое количество подростков на топ-соревнованиях не должно удивлять.

    «Любой тренер хочет добиться результата, чтобы не быть уволенным, – рассуждает Соковиков. – Ради достижения поставленных руководством целей в ход идут все приемы, в том числе поиск самородков в молодежных командах. И если специалист заметит игрока, который, по его мнению, раскроется – возраст не будет иметь значения. Молодой талант точно будут пробовать и в клубе, и в сборной на самом высоком уровне. Он непроизвольно становится частью огромной индустрии, где всем надо стабильно побеждать, чтобы зарабатывать и привлекать к себе интерес».

    Соковиков считает, что в будущем тинейджеров на чемпионатах мира и Европы станет больше. «На 30–40%, – уточняет он. – Почему так много? Потому что порог входа в большой футбол снизился. 10–15 лет назад техничные, но физически слабые игроки, как правило, оставались на среднем уровне. Сейчас развита медицина, которая помогает сгладить или даже устранить некоторые физические недостатки, чтобы карьера футболиста развивалась динамичнее. Естественно, при должном уровне самоотдачи».

    Но с повышением статуса резко увеличивается и внимание медиа и брендов к молодым игрокам. Во время Евро Ямаль заключил 10-летний контракт с Adidas. По данным Diario Sport, сумма сделки превысила 32 млн евро. А президент «Реала» Флорентино Перес на клубном ТВ анонсировал возможное «улучшение действующего соглашения с Арда Гюлером», хотя тот и так зарабатывает 5,2 млн евро в год.

    «Истории Ямаля и Гюлера должны быть в хорошем смысле заразительными, – говорит Соковиков. – Но если отталкиваться от российских реалий, то даже в случае попадания на уровень Первой лиги тинейджер легко может перестать прогрессировать: зарплата хорошая, жизнь удалась. Таких случаев много».  

    Серьезная нагрузка

    У противников массового привлечения тинейджеров к матчам на высшем уровне имеется весомый аргумент – травматизм. Яркий пример – история испанца Ансу Фати, который впервые сыграл за «Барселону» в сезоне 2019/20 в возрасте 16 лет и 298 дней. Менее чем за год с момента дебюта Фати получил три серьезные травмы, из-за которых 22 дня оставался вне игры. В дальнейшем ситуация только усугублялась: всего за 3,5 сезона в основной команде «Барселоны» из-за проблем с коленом Фати не играл в футбол полтора года.

    Тяжелую травму крестообразных связок в ноябре 2023 г. получил один из лидеров сборной Испании на чемпионате мира-2022 – 19-летний Гави. Он восстанавливается до сих пор. Евро-2024 из-за повреждения досрочно завершил партнер Гави по «Барселоне» и сборной Испании Педри. Он на два года старше Гави, но за четыре сезона в клубе он из-за травм пропустил 465 дней.

    «Может возникнуть ощущение, что проблема в системе «Барселоны», но это чушь, – говорит «Ведомости. Спорту» физиотерапевт, кандидат медицинских наук Виктор Айратпетов. – Футбол – это игра, где очень много действий «старт-стоп». Это когда футболист получает мяч и резко начинает с ним двигаться. В этом процессе в большей степени участвуют связки колена. Закачка коленей у тинейджеров происходит на тренировках и в матчах со сверстниками с невысокой интенсивностью. А когда подростка резко выдергивают во взрослый футбол, в другую конкурентную среду и в матчи иного накала, колено и другие части тела попадают в стрессовую ситуацию и не выдерживают нагрузку».   

    Айратпетов особо выделяет случай с Педри на Евро-2024. «Во взрослом футболе он уже совершил нетипично много для его возраста действий «старт-стоп», ведь он заточенный на продвижение мяча полузащитник, – рассказывает Айратпетов. – Связки часто растягивались и слабели, потому что не успели обрасти «мясом». Любое более-менее жесткое игровое столкновение грозило новой травмой, что и произошло. Но это мало кого волнует, кузница кадров в европейских академиях работает исправно: вылетит надолго один, его заменит другой».

    Соковиков признает, что преждевременный переход тинейджеров во взрослый футбол чреват повышенным травматизмом, и обозначает еще одну проблему. «К сожалению, у тренеров молодежных вертикалей – команд, составленных из 14-, 15-, 16- или 17-летних игроков, не так много влияния в сравнении с главным тренером основной команды, – говорит Соковиков. – Если тренер академии попросит у главного «помариновать» игрока в определенной возрастной группе, то в девяти из 10 случаев получит отказ».