Катастрофа для газона и риск для игроков: как непогода влияет на футбол

    Восстановление поля после матча в сильный дождь стоит в среднем 30 000 евро
    dpa / picture-alliance

    В одном из аккаунтов Евро-2024 в соцсетях больше 5000 лайков набрал комментарий об эпизоде матча 1/8 финала Германия – Дания, который состоялся в Дортмунде и завершился победой немцев (2:0). Арбитр – 39-летний англичанин Майкл Оливер – на 35-й минуте первого тайма отправил команды в раздевалки из-за грозы. 25 минут футболисты ожидали возобновления игры, за это время и появился популярный пост: анонимный пользователь написал, что «маленьких сахарных миллионеров начали беречь от дождя». Но нынешний регламент международных матчей строг к состоянию окружающей среды: фраза с советских футбольных афиш «Матч состоится при любой погоде» утратила актуальность.

    Ленинградский ливень

    Ремарка про погоду, обозначавшая важность матча, появилась на футбольных постерах в 1936 г. – в год проведения первого чемпионата СССР, но придумали ее гораздо раньше. Спортивный журналист Юрий Коршак в книге 1975 г. «Старый, старый футбол» писал, что в 1893 г. такой формулировкой пытались привлечь зрителей на соревнования велосипедистов, гарантируя зрелище вне зависимости от непостоянства петербургского неба.

    Фраза про погоду исчезла с футбольных афиш после инцидента в июле 1951 г.: матч чемпионата СССР между ленинградским «Динамо» и «Крыльями Советов» из Куйбышева прервали из-за ливня, который во втором тайме позволял играть разве что в водное поло.

    Арбитр Вячеслав Моргунов принял радикальное для того времени решение: остановил игру при счете 2:1 в пользу «Крыльев» и увел команды в подтрибунное помещение. Дождь усилился, и матч решили провести заново. Через два месяца – 18 сентября – футболисты из Куйбышева вновь приехали в Ленинград и сыграли вничью (2:2).

    Это был не первый случай в национальном чемпионате, когда непогода останавливала матч. Сильный дождь прерывал встречи «Динамо» (Ростов-на-Дону) – «Буревестник» (Москва) в 1938 г. и «Даугава» – ВВС в 1950 г. Но после истории в Ленинграде футбольные чиновники договорились обсуждать возможность проведения матча еще до стартового свистка.

    Рекомендательный характер

    На Евро-2008 из-за сильной грозы в Вене, откуда раздавали сигнал по всему миру, телезрителям вместо концовки полуфинала Германия – Турция (3:2) пришлось смотреть рекламу или слушать комментатора без картинки. По закону подлости тогда и произошли основные события: турецкий нападающий Семих Шентюрк сравнял на 86-й минуте, а в добавленное время немецкий защитник Филипп Лам забил победный мяч.

    30 млн немцев сначала тоже смотрели на серый экран, но канал ZDF быстро сориентировался и включил швейцарское ТВ – единственное, у кого был рабочий сигнал. Немецкий эфир прерывался на шесть с лишним минут, болельщики из других стран пропустили почти 15. А у Swiss Television было прямое оптоволоконное соединение со стадионом в Базеле, где проходил матч, поэтому отключение электричества на трансляции не сказалось.

    Специальная комиссия Союза европейских футбольных ассоциаций (УЕФА) провела расследование, результатом которого стало банальное заявление о «технических причинах» инцидента. Тогдашний руководитель дирекции спортивного вещания «Первого канала» Николай Малышев в интервью «Российской газете» объяснил, что «электрический заряд уничтожил резервные генераторы, которые смонтировали без соответствующей защиты от перенапряжения».

    «Именно после Евро-2008 в УЕФА серьезно задумались о том, что погода может влиять на матчи самого высокого уровня, – говорит «Ведомости. Спорту» футбольный судья первой категории Василий Андреев. – Стали разрабатываться первые методички для арбитров по поведению в тех или иных погодных условиях. Но все существующие указания по поводу погоды носят рекомендательный характер. Нельзя найти официальный документ на 100 страниц, в котором написано, что при первых раскатах грома надо выждать 10 минут, а в случае дождя оценить его силу с помощью специального прибора».

    По мнению Андреева, в матче Германия – Дания Оливер поступил правильно. «Перед Евро-2024 УЕФА собирал судей на семинар, зарубежные коллеги мне рассказывали, что на нем в том числе демонстрировались пятиминутные ролики с гибелью футболистов от ударов молнии, – продолжает Андреев. – Это не могло не произвести впечатления на судей. По сети также ходила версия, что Оливер решился прервать матч из-за кардиостимулятора хавбека датчан Кристиана Эриксена. Если это действительно так, то англичанин заслуживает только похвалы».

    Глобальные изменения

    В 2022 г. студенты кафедры спортивного менеджмента Ливерпульского университета им. Джона Мурса провели исследование о влиянии погоды на футбольную индустрию. В нем было проанализировано около 1000 матчей топ-5 лиг Европы (чемпионаты Германии, Франции, Англии, Италии и Испании), которые состоялись в сильный дождь, снег и жару от +27 градусов. Были установлены две закономерности. Первая – расходы на восстановление газона после поединков в неблагоприятных условиях в среднем составили 30 000 евро.

    «Здорово, что британцы обратили внимание на проблему с полями, потому что даже самый современный газон при проведении матча в плохую погоду портится на 25–50%, – объясняет «Ведомости. Спорту» агроном – консультант по спортивным газонам Алексей Рыбчинский. – Были и очень тяжелые случаи: на Евро-2008 ливень «убил» поле в Базеле, перед плей-офф его перекладывали. Сложность в том, что сейчас любое поле представляет собой целый механизм: подогрев, искусственная досветка, синтетические нити и др. 10 лет назад пострадавший газон, грубо говоря, перекапывали с минимальными тратами. Сегодня так не поступишь».

    Эксперт отмечает, что еще одна важная проблема заключается в глобальном изменении климата. «Яркий пример – случай в 2023 г. в Калининграде, – добавляет Рыбчинский. – Там поле готовят по определенной технологии к очень мягкой зиме с низким количеством осадков. А перед матчем со «Спартаком» снег неожиданно пошел с такой силой, что никто оказался к этому не готов. Уверен, в межсезонье местным агрономам было чем заняться».

    Еще один вывод английских исследователей, основанный на изучении показателей 1450 футболистов ведущих лиг, связывает погоду и качество игры: наибольшее число активных действий, которые приводили к забитым мячам (например, ускорение в финальной трети поля), совершались при температуре от -5 до +12 градусов. «На это есть простое объяснение – в духоту тяжелее дышать, трудно заставлять себя двигаться, – комментирует «Ведомости. Спорту» терапевт, кардиолог, кандидат медицинских наук Всеволод Андронников. – Но в том числе среди спортсменов есть люди, на которых погода не действует от слова «совсем». Хоть солнце, хоть дождь – без разницы, будет бегать все 90 минут и забивать».-

    Другие материалы в сюжете