«Боруссия» подписала трехлетний контракт с производителем оружия Rheinmetall
Сделка на 20 млн евро вызвала огромный общественный резонанс в Германии«Ведомости. Спорт» выбирает самую значимую сделку прошедшей недели.
Необычный спонсор
29 мая финалист Лиги чемпионов 2023/24 дортмундская «Боруссия» заключила резонансную сделку с крупнейшим немецким производителем оружия – компанией Rheinmetall. Официально сумма соглашения не разглашается, но издание Bild утверждает, что трехлетнее сотрудничество принесет футбольному клубу 20 млн евро. Это первый случай спонсорства клуба Бундеслиги немецкой оборонной компанией.
В рамках контракта Rheinmetall получила права на использование рекламных площадей, маркетинговые права, а также организацию мероприятий на стадионе и базе дортмундского клуба. Впервые логотип Rheinmetall был размещен на лицензионной продукции «Боруссии» 1 июня во время матча Лиги чемпионов с «Реалом» (0:2), а также на рекламных бортах стадиона «Уэмбли». Первоначально рассматривалась и представленность спонсора на футболках, но клуб воздержался от такого шага, подчеркивает Sportschau.
Дортмундский клуб вполне мог оказаться не первым в Бундеслиге, связанным с немецким оружейным гегемоном, который в ближайшее время получит из специальных фондов Бундесвера (вооруженные силы Германии) от 30 до 40 млрд евро, информирует Handelsblatt. В конце 2023 г. представители Rheinmetall вели переговоры с «Боруссией» из Менхенгладбаха и, по сведениям RP ONLINE, предлагали заключить трехлетний контракт, но на более выгодных условиях: 10 млн евро. Гладбах отказался по моральным соображениям и выбрал нейтральную в свете репутационных рисков компанию: интернет-магазин товаров для ванной комнаты Reuter будет платить клубу 8 млн евро в год.
Подписание контракта с Rheinmetall вызвало огромное недовольство со стороны фанатов «Боруссии». В день заключения сделки перед офисом клуба прошел митинг, а ведущая фанатская организация Unser Kurve публично обвинила клуб в безответственности и жадности к деньгам. Немецкое общество мира – пацифистская группа, управляющий директор которой Михаэль Шульце фон Глассер является болельщиком «Боруссии» – потребовало от клуба расторгнуть соглашение. «Я шокирован. Никогда бы не ожидал, что «Боруссия» даже рассмотрит возможность заключения партнерства с оружейной компанией», – цитирует фон Глассера The Athletic. Он добавил, что был оскорблен «как болельщик Дортмунда и борец за мир».
Кровавые деньги
Еще резче высказался представитель Unser Kurve Томас Кессен. «По сути, использовался тот же механизм, что и в Катаре. Это отмывка денег через спорт. Футболу нужны деньги, а там, где на кону стоят деньги, мораль часто отходит на второй план, – цитирует Кессена Deutschlandfunk. – Но тот факт, что у вас есть оружейная компания, которая зарабатывает на производстве оружия, убивающего людей, и теперь эта прибыль будет использована на футбольный клуб, – настоящий взрыв мозга».
Фанаты считают, что руководство клуба ими манипулировало. Болельщиков действительно проинформировали о сделке за две недели до ее подписания, но при этом критика со стороны фанатов не была озвучена публично. Это создало ложное впечатление, что против сделки никто не возражал. Также поклонников «Боруссии» совершенно не убедила пламенная речь президента команды Ханса-Йоахима Ватцке о том, что клуб принял решение о сотрудничестве с Rheinmetall не только из-за денег.
«Безопасность и оборона являются краеугольными камнями нашей демократии. Вот почему мы считаем правильным подумать о том, как защитить эти ценности. Особенно сегодня, когда мы каждый день видим, как нужно защищать свободу в Европе», – приводит слова функционера Spiegel. Также Вацке заверил, что перед подписанием контракта руководство клуба консультировалось с политиками, бизнесменами и представителями общественных организаций.
Разумеется, далеко не все немецкие политики приветствовали сделку. «Из всех компаний Rheinmetall становится спонсором «Боруссии»? Неужели нет других спонсоров?» – недоумевает бывший член Бундестага Марко Бюлов. Аналогичного мнения придерживается пресс-секретарь Левой партии земли Северный Рейн-Вестфалия Саша Вагнер. «Спорт должен объединять народы и людей. Рекламный контракт с компанией, которая несет ответственность за самые страшные увечья, страдания и смерти, вызванные производством оружия, не должен иметь эффект образца для подражания в физическом воспитании», – цитирует политика Die Welt.
Спустя почти неделю после объявления о спонсорстве онлайн-петицию с требованием расторгнуть соглашение подписало уже 19 500 человек, отмечает Sport1. В соцсетях один из пользователей опубликовал коллаж, на котором миниатюрный танк выезжает на обочину поля и подает арбитру футбольный мяч. На другом также изображен танк, а под ним подпись: «Боруссия» – мы не просто забиваем голы».
Пример для подражания
Заинтересованность Rheinmetall в «Боруссии» связана с тем, что штаб-квартира компании находится в Дюссельдорфе, столице федеральной земли Северный Рейн-Вестфалия, в которую вместе с Дортмундом входит и вся промышленная Рурская область. Также немаловажны успехи клуба – в сезоне 2022/23 дортмундцы лишь в последнем туре Бундеслиги упустили шанс стать чемпионами Германии, а в сезоне 2023/24 дошли до финала Лиги чемпионов. Но фанаты «Дортмунда» считают главной мотивацией Rheinmetall стремление улучшить в немецком обществе свой имидж и повысить привлекательность как работодателя в условиях нарастающего дефицита квалифицированных кадров.
Примечательно, что оружейная компания не новичок в спонсорстве команд из других видов спорта, но пока только заход в футбольный сектор спровоцировал такой общественный резонанс. Rheinmetall сотрудничает с гандбольным клубом Bergischer HC из Золингена, неподалеку от Дюссельдорфа. Также о годичном соглашении с оружейниками объявил восьмикратный чемпион Германии по хоккею с шайбой Düsseldorfer EG.
Можно не сомневаться, что болельщики «Боруссии» не успокоятся даже несмотря на наступившее межсезонье в клубном футболе. Скорее всего, именно по этой причине контракт был подписан поздней весной, когда болельщики не могут протестовать на стадионе. Но перед глазами у фанатов все равно есть пример победы над руководителями немецкого футбола. В феврале 2024 г. руководство Бундеслиги было близко к продаже телевизионных прав за 1 млн евро одной из двух частных инвестиционных компаний – Blackstone Inc. или CVC Capital Partners. Но связь этих компаний с Саудовской Аравией сильно возмутила фанатов, в отличие от входящего в совет Бундеслиги Вацке – он уверял, что сделка повысит международную конкурентоспособность чемпионата Германии, напоминает Kicker.
В итоге болельщики устраивали многочисленные акции протеста на матчах: забрасывали поле теннисными мячами, приковывали себя наручниками к воротам, запускали игрушечные машинки на дистанционном управлении с дымовыми шашками. В итоге руководство Бундеслиги решило отказаться от контракта с CVC Capital Partners. Вполне вероятно, что под давлением болельщиков руководство «Боруссии» пойдет на аналогичный шаг.