ФИФА планирует разрешить национальным чемпионатам проводить матчи за рубежом

    США и Саудовская Аравия выразили желание принять у себя игры топ-лиг Европы
    dpa / picture-alliance
    dpa / picture-alliance

    Международная федерация футбола (ФИФА), по данным The Guardian, пересмотрит свою политику, запрещающую проведение матчей национальных лиг в других странах. Пока футбольные федерации могут проводить матчи на выезде только в рамках розыгрыша Суперкубка. В Испании, например, его разыгрывают четыре команды: чемпион страны, серебряный призер, обладатель Кубка Испании и его финалист.

    Отмечается, что США и Саудовская Аравия очень заинтересованы в том, чтобы принять у себя игры ведущих европейских чемпионатов. В начале мая ФИФА согласилась отказаться от судебного разбирательства, которое возникло между организацией и компанией Relevant Sports: в 2018 г. по инициативе промоутера в Майами был запланирован матч чемпионата Испании между «Барселоной» и «Жироной». Но он не состоялся из-за категоричной позиции президента ФИФА Джанни Инфантино.

    Новая политика FIFA, вероятно, станет особенно привлекательной для растущего числа международных владельцев европейских клубов. Например, из 92 клубов высших английских футбольных дивизионов уже 35 находятся во владении бизнесменов из США. Более того, американцам принадлежит значительная часть топ-клубов Английской премьер-лиги (АПЛ). «Ливерпулем» с 2010 г. владеет американский консорциум Fenway Sports Group во главе с Джоном Генри. Хозяином «Арсенала» с 2007 г. является американский миллиардер Стэн Кронке. «Челси» после продажи в 2022-м команды Романом Абрамовичем перешел под контроль Тодда Боули. Даже «Манчестер Сити», который традиционно ассоциируется с Abu Dhabi United Group из ОАЭ, частично принадлежит американцам. Второй по величине акционер клуба – частная инвестиционная компания Silver Lake.

    По данным агентства Associated Press, ФИФА создает комиссию из 10-15 человек, имеющих опыт деятельности в различных футбольных организациях, включая клубы, лиги и ассоциации болельщиков. В течение нескольких месяцев рабочая группа подготовит нормативную базу по внесению изменений в правила проведения матчей за пределами той или иной страны.

    В текущих условиях европейские клубы ежегодно проводят выставочные матчи в разных регионах в рамках предсезонных турниров. Они позволили многим популярным командам определить новые целевые рынки, существенно расширить фан-базу и заработать деньги. Например, турне «Манчестер Юнайтед» по Австралии в 2019 г. принесло 20-кратным чемпионам Англии около $16,6 млн. По оценкам издания The Athletic, предсезонный доход от последних туров других топовых клубов по США в среднем составил $15-20 млн. 

    Успешным примером клуба, расширившим фанатскую базу за счет зарубежных поездок, можно считать соперника «Манчестер Юнайтед» по АПЛ «Тоттенхэм Хотспур». В 2022 г. команда отправилась в летнее турне в Южную Корею. Выбор региона был связан с яркой игрой нападающего Сон Хын Мина, который вырос в «Тоттенхэме» в игрока мирового класса и стал олицетворением южнокорейского спорта. 

    В рамках подготовки к турне лондонцы заключил спонсорские соглашения с несколькими корейскими брендами, включая крупнейшую платформу электронной коммерции Coupang. Она выступила в качестве титульного спонсора тура, который получился крайне успешным благодаря тому, что «Тоттенхэм» регулярно предоставлял болельщикам возможность поближе познакомиться с игроками.

    Одним из первых крупных предсезонных турниров стал Международный кубок чемпионов, организованный в 2013 г. миллиардером и владельцем клуба Национальной футбольной лиги (NFL) «Майами Долфинс» Стивеном Россом (Forbes оценивает его состояние в $10,1 млрд) с намерением охватить все предсезонные матчи ведущих европейских команд.

    В 2014 г. матч турнира между «Манчестер Юнайтед» и мадридским «Реалом» на «Мичиган Стэдиум» собрал 109 318 болельщиков, что стало рекордом для футбольных матчей в Штатах. Права на показ соревнований ежегодно приобретали более чем 30 вещательных компаний, среди которых такие крупные игроки рынка, как beIN Sports и ESPN. В 2019 г. организаторы турнира заключили спонсорскую сделку с китайской компанией UnionPay на сумму около $650 000 в год. В этом же году Международный кубок чемпионов прошел в последний раз, его победителем стала португальская «Бенфика».