Партнером ФИФА до 2027 года стала самая крупная нефтяная компания мира

    Рыночная капитализация саудовской Aramco составляет $2,4 трлн
    Президент ФИФА Джанни Инфантино на Гран-при Майами
    Президент ФИФА Джанни Инфантино на Гран-при Майами /IMAGO/Beautiful Sports

    Международная федерация футбола (ФИФА) объявила о подписании партнерского соглашения с нефтяной компанией из Саудовской Аравии Aramco. Договор рассчитан до конца 2027 г., Aramco станет шестым глобальным партнером ФИФА, присоединившись к Adidas, Coca–Cola, Qatar Airways, Hyundai и Visa.

    В рамках сделки Saudi Aramco будет официальным партнером ФИФА на мужском чемпионате мира 2026 г., а также женском, который намечен на 2027 г. Отмечается, что соглашение основывается на «общей приверженности организаций к инновациям и включает в себя работу над новыми социальными инициативами, связанными с распространением и развитием футбола по всему миру». Помимо этого стороны намерены развивать сервисы, которые позволят болельщикам активнее участвовать в мероприятиях ФИФА.

    «Мы рады приветствовать Aramco в семье наших глобальных партнеров. Сделка поможет ФИФА успешно проводить флагманские турниры в течение следующих четырех лет и, как и в случае с другими коммерческими соглашениями, позволит нам оказывать расширенную поддержку 211 ассоциациям – членам ФИФА», – прокомментировал соглашение президент ФИФА Джанни Инфантино.

    Финансовые детали сделки не разглашаются, но в 2023 г. издание Sportcal сообщало, что ФИФА будет получать от нового партнера $100 млн ежегодно. Таким образом, сделка с Aramco стала самой прибыльной для ФИФА.

    В январе 2024 г. ФИФА объявила о продлении партнерских отношений с платежной системой Visa до конца 2026 г. Предыдущее восьмилетнее соглашение (с 2014 по 2022 гг.) оценивалось в сумму свыше $170 млн. Visa будет иметь право рекламировать услуги компании и проводить презентации новых продуктов на всех предстоящих крупных мероприятиях ФИФА.

    Партнерство с ФИФА в мае 2023 г. также продлила сеть ресторанов быстрого питания McDonald’s. Сумма сделки не озвучивалась, но издание SportsProMedia сообщало, что с 2018 по 2022 гг. производитель фастфуда заплатил ФИФА $90 млн. В 2023-м о заключении долгосрочного контракта с ФИФА объявил один из мировых лидеров в области производства коллекционных товаров – компания Panini. Соглашение будет действовать до мужского чемпионата мира-2030, он состоится в шести странах. 

    В декабре 2022-го вышло исследование SportBusiness, в котором говорилось, что ФИФА с 2019 по 2022 гг. заработала на спонсорских сделках около 1,67 млрд евро ($1,74 млрд), что на 4,6% больше, чем за предыдущее четырехлетие.

    Саудовская Аравия осталась единственным претендентом на проведение чемпионата мира-2034 после выхода Австралии из процедуры подачи заявок. В 2027 г. Саудовская Аравия примет Кубок Азии и намерена в 2026 г. провести аналогичный женский турнир, на который пока еще претендует Австралия. 

    В 2022 г. Aramco была признана самой дорогой компанией мира, ее рыночная капитализация составила $2,43 трлн. По этому показателю саудовцы обогнали американскую технологическую корпорацию Apple ($2,41 трлн). В последние годы Aramco активно продвигается в мире спортивного спонсорства. В частности, компания является владельцем футбольного клуба «Аль-Кадсия», база которого находится рядом с офисом компании. По итогам сезона-2024 команда вышла в высшую футбольную лигу Саудовской Аравии и летом планирует пригласить португальского специалиста Жозе Моуринью на пост главного тренера. 

    В 2020 г. саудовцы заключили 10-летнее соглашение с «Формулой-1», сумма которого оценивается в $45 млн в год. В рамках сделки Aramco стал титульным спонсором ряда Гран-при (США, Испании и Венгрии), логотипы нефтяной компании размещаются на трассах автогоночного чемпионата. Вместе с Aramco «Формула-1» продвигает идею по переходу командами на экологически чистое топливо к 2025 г.

    Более того, Aramco является спонсором команды «Астон Мартин», за которую выступает легендарный испанский гонщик Фернандо Алонсо. Соглашение между сторонами было подписано в 2022 г. В рамках сделки британская команда сменила свое название на Aston Martin Aramco. Партнерство включает в себя сотрудничество по разработке высокоэффективных двигателей внутреннего сгорания, современных смазочных материалов и неметаллических материалов для болидов «Формулы-1».

    Также Aramco является официальным партнером Международного совета по крикету (ICC) и спонсором Индийской премьер-лиги по крикету – самой посещаемой лигой крикета в мире.