Мультиклубные сети усиливают влияние в мировом футболе
Глобализация повышает рентабельность, но угрожает конкуренцииВ марте стало известно, что американский владелец «Ливерпуля» холдинг Fenway Sports Group (FSG) готов приобрести еще одну футбольную команду. Компания владеет также бейсбольным клубом «Бостон Ред Сокс», хоккейным «Питтсбургом», а теперь, как сообщает The Athletic, задумывается о расширении в континентальной Европе. К какому клубу присматривается FSG, пока не известно, но в медиа упоминают «Тулузу» из французской Лиги 1.
Кого бы ни выбрал менеджмент FSG, очевидно, что компания намерена пойти по пути City Football Group (CFG), Red Bull, BlueCo и других мультиклубных корпораций.
На разных континентах
В 2023 г. УЕФА насчитал в мире 230 клубов, которые входят в те или иные сети. Для сравнения: в 2012 г. набралось всего 40. Такие команды – по сути филиалы большой корпорации. Пожалуй, самый известный мультиклубный холдинг – основанный в 2013 г. CFG. В него входят «Манчестер Сити», «Нью-Йорк Сити», испанская «Жирона», французский «Труа», итальянский «Палермо» – всего 12 клубов из разных стран – от Уругвая до Японии и от Бельгии до Австралии. И экспансия продолжается. Год назад к списку активов добавился бразильский «Баия» почти за $200 млн. Еще два клуба – в Боливии и Турции – имеют партнерские контракты с CFG. Обычно холдинг покупает долю в уже существующем проекте, но есть и исключение: «Нью-Йорк Сити» компания создала с нуля в 2013 г.
Главные бенефициары CFG – эмиратские шейхи Мансур и Аль Мубарак. В спортивном плане дела идут неплохо: благодаря вложениям корпорации «Ман Сити» превратился в топ-клуб, стал штамповать победы в Англии, а в сезоне 2022/23 г. впервые оформил требл: выиграл Лигу чемпионов, Премьер-лигу и Кубок Англии. Другим командам CFG тоже есть чем похвастаться. Главная сенсация нынешнего чемпионата Испании – скромная «Жирона» (по данным Capology, клуб тратит на зарплаты 27 млн евро в сезон, а, например, «Барселона» – 214 млн), которая за восемь туров до финиша держится в тройке. Для клуба, который дебютировал в Примере только в 2017 г., это большой успех. Как раз тогда, семь лет назад, шейхи приобрели 44,3% акций команды. Сумма сделки не называлась. При этом смена собственника не обернулась для «Жироны» дождем из нефтедолларов. Клуб продолжал жить по средствам, хотя и стал теснее взаимодействовать со старшим партнером по холдингу – «Ман Сити». В основном это проявляется в регулярных арендах, когда футболист из английской команды на время отправляется в испанскую. С 2017 г. таких переходов было два десятка (включая повторные аренды одного и того же игрока). В текущем составе «Жироны» – два футболиста из «Сити». Обратных трансферов почти нет: сказывается разница в классе команд.
Еще один холдинг, который активно развивается на футбольном рынке, – австрийский Red Bull. Его история началась с покупки в 2005 г. «Зальцбурга». Через четыре года компания приобрела долю в «Лейпциге» и переименовала его в «РБ Лейпциг». В Германии запрещена покупка контрольных пакетов акций одним собственником, а еще нельзя давать клубам коммерческие названия. Поэтому в случае с «РБ Лейпциг» Red Bull лишь совладелец, а RB расшифровывается как RasenBallsport, т. е. «Клуб по игре с мячом на газоне». Кроме того, производителю энергетика принадлежат «Нью-Йорк Ред Буллз», бразильский «Ред Булл Брагантина», а также скромный австрийский «Лиферинг». «Ред Булл Гана» закрыли в 2014 г., а «Ред Булл Бразилиа» стал фарм-клубом «Брагантины».
«Red Bull – это пионер в этой сфере, хотя и немного другая история по сравнению с CFG, – рассказывает в интервью «Ведомости. Спорту» Арсений Столяров, PhD-кандидат Висконсинского университета и аффилированный сотрудник Лаборатории исследований спорта НИУ ВШЭ. – Компания пользуется прежде всего маркетинговой синергией, потому что почти все команды находятся в разных регионах. Игроками регулярно обмениваются разве только австрийский и немецкий клубы. Но прежде всего Red Bull закрыл для себя вопрос спонсорских контрактов в футболе. Купив команды, им больше не надо вести сложные переговоры с владельцами».
BlueCo только начал строительство футбольной империи. В 2022 г. американский консорциум заплатил Роману Абрамовичу за «Челси» 4 млрд фунтов. Спустя год он же обзавелся «Страсбуром» за 75 млн евро. На французском рынке также работает Eagle Football – компания бизнесмена из США Джона Текстора. Его активы – это «Лион», бельгийский «Моленбек», английский «Кристал Пэлас» и бразильский «Ботафого». RedBird Capital контролирует «Милан» и «Тулузу». Тайский миллиардер Айяватт Шривадданапрабха унаследовал у отца «Лестер» и бельгийский «Ауд-Хеверле». Общий владелец есть также у «Брентфорда» и датского «Мидтьюлланда» – клубы принадлежат англичанину Мэттью Бенхэму.
Повысить эффективность
Болельщики могут быть не в восторге от спортивной глобализации. «Наверное, фанатам «Зальцбурга» не очень приятно, когда приходит владелец и меняет название команды и клубные цвета, – рассуждает Столяров. – Теряется ее идентичность. Зато Red Bull эффективнее с точки зрения привлечения новой аудитории».
Но бизнесмены покупают несколько клубов не из-за большой любви к футболу (хотя этот фактор тоже может играть роль). Объединение команд под началом одного собственника повышает рентабельность, упрощает поиск игроков и снижает риски. «В таких объединениях улучшается общая эффективность управления, оптимизируется трансферная деятельность, а также лучше работает система подготовки резерва и поиска футбольных талантов, – объясняет «Ведомости. Спорту» заведующий кафедрой спортивного менеджмента факультета индустрии спорта университета «Синергия» Владимир Леднев. – По сути речь идет о единых корпоративных правилах, внутренних регламентах в рамках общей стратегии развития этих профессиональных клубов. Практически каждое такое объединение – это «футбольная корпорация» со своими «законами и правилами игры».
Регулярные трансферы между клубами внутри одной сети – самый очевидный пример такого взаимодействия. Это особенно ценно для больших академий, которые воспитывают много сильных футболистов, но в 18–19 лет те еще не готовы играть в первой команде. Ради практики их можно отправить в клуб-сателлит, а в случае прогресса – вернуть. «Процент таких переходов растет, – говорит Столяров. – Конечно, они могут происходить и в том случае, если клубы просто сотрудничают, а не объединены общим собственником. Например, у «Челси» был голландский «Витесс», куда часто отдавали своих игроков. Теперь же трансферы оформляются внутри сетей».
Столяров добавляет, что обычно переходы сопряжены с рисками и издержками. Даже самый опытный скаут не может дать гарантию, что новичок впишется в игру новой команды. Он видит его лишь в матчах, реже – на тренировках, иногда может получить информацию от тренеров, партнеров или семьи футболиста. Но этих данных точно будет меньше по сравнению с ситуацией, когда клубы объединены одним владельцем. Также это помогает сократить издержки на агентов и прочих посредников.
К слову, переходить могут не только футболисты, но и персонал. Иногда сотрудников отправляют в короткие командировки: скажем, главный тренер «Ман Сити» Хосеп Гвардиола регулярно проводит семинары и мастер-классы в «Жироне». Бывают и полноценные назначения. Например, Расмус Анкерсен был председателем совета директоров «Митьюлланда», затем возглавил скаутский отдел «Брентфорда», позже снова вернулся в датский клуб – все эти перемещения стали возможны благодаря общему собственнику команд. В Зальцбурге и Лейпциге в разные годы тренером трудился американец Джесси Марш и спортивными директорами – немцы Марко Розе и Ральф Рангник.
Еще одно преимущество футбольных холдингов – объединение отделов, в чем также преуспели «Митьюлланд» и «Брентфорд». В обоих клубах за аналитику отвечает один и тот же человек – немец Оливер Хайль. «Айтишники – уникальные специалисты сами по себе, найти среди них тех, кто разбирается в футболе, еще сложнее, оттого они становятся еще дороже, – добавляет Столяров. – Для любого большого клуба содержать аналитический отдел – это недешево. Когда у вас две команды, вы можете делиться наработками или разделять задачи. Так происходит и в других отраслях: производителей самолетов очень мало, и все в той или ной степени сотрудничают со всеми». К тому же, создав мощный аналитический или маркетинговый отдел, холдинг может выйти и на аутсорс. Например, в феврале CFG объявил о сотрудничестве с «Истанбулом» – будет консультировать клуб по вопросам долгосрочной стратегии, подбору персонала и поиску игроков.
Между тем внутри мультиклубной сети «филиалы» могут иметь достаточно большую автономию, что отчасти связано со структурой собственности. К примеру, холдинг CFG не во всех командах сети является мажоритарным акционером, поэтому где-то обязан считаться с другими совладельцами.
Борьба с монополией
Пока ни УЕФА, ни ФИФА существенно не регламентируют вопросы мультиклубных сетей. Да, в большинстве национальных турниров запрещено играть командам с одним владельцем. В еврокубках тоже действует такое правило, хотя бывают и исключения. Например, в сезоне 2018/19 г. в одну группу Лиги чемпионов попали «РБ Лейпциг» и «Ред Булл Зальцбург». Компания выкрутилась: напомнила, что немецким клубом она владеет меньше чем наполовину, а заодно разорвала все официальные соглашения, которые хоть как-то связывали два проекта. Это, правда, не мешает им сотрудничать на неформальной основе. Другой случай – RedBird Capital с «Миланом» и «Тулузой». В текущем розыгрыше итальянский клуб стартовал в Лиге чемпионов, а французский – в Лиге Европы. Был риск, что команды сойдутся в плей-офф второго по значимости турнира. «Милан» туда действительно опустился, а «Тулуза» прошла со 2-го места, но жребий их развел. Чтобы у УЕФА не было вопросов, глава RedBird Capital ушел из совета директоров «Тулузы».
«Регулировать эту сферу очень тяжело, так как владельцы всегда могут действовать через аффилированные структуры, – считает Леднев. – Пока практически не было никаких «странных матчей», так как клубы участвуют в разных соревнованиях. Но если количество таких объединений будет расти и увеличиваться, ФИФА и УЕФА придется искать «противоядие».
Столяров уверен, что монополизация футболу не грозит, потому что это противоречит интересам собственников. Чтобы развиваться, они должны генерировать качественный спортивный продукт, который интересен болельщикам. Если у клубов будет один или всего несколько владельцев, уровень конкуренции снизится, зрелищность упадет, интерес к игре (а значит, и к футбольным брендам) схлопнется. Монополия на трансферном рынке, когда несколько компаний диктуют правила игры всем остальным клубам, тоже маловероятный сценарий, считает Столяров. Для его реализации нужно купить очень много команд в разных частях света, в том числе несколько в одной лиге, а это запрещено.