Китай провалился c собственной футбольной лигой, но интересен иностранным клубам
Больше половины жителей страны с населением 1,4 млрд человек смотрит футбол по ТВФутбольные болельщики в Китае негодуют: за зиму сорвались сразу два громких турне. В январе саудовский «Аль-Наср» должен был сыграть в Шанхае и Чжэцзяне, но отказался от матчей из-за травмы Криштиану Роналду. В феврале вопреки ожиданиям фанатов на поле в Гонконге не вышел Лионель Месси – аргентинец ездил с «Интер Майами» по Азии, но из-за повреждения отсиживался на скамейке.
КНР – важнейший рынок для больших футбольных клубов. В отсутствии собственного сильного чемпионата китайцы следят за лигами других стран. По данным агентства Kagan (входит в S&P Global Market Intelligence) за ноябрь 2023 г., футбол – второй по популярности вид спорта в Китае (на первом месте баскетбол). Телетрансляции включают 53% респондентов. В топ-10 самых просматриваемых спортивных событий – семь футбольных турниров. Лига чемпионов интересна 34% зрителей, чемпионат мира – 30%, АПЛ – 23%, Ла Лига – 20%, Бундеслига – 16%, а ЧМ среди женщин – 15%. Гранды этим пользуются: регулярно ездят в Китай, открывают там офисы, выпускают специальный мерч и даже сдвигают время начала матчей национального чемпионата – в угоду китайской аудитории.
Здесь не на что смотреть
В 2016 г. китайская Суперлига стала главным ньюсмейкером в мировом футболе. Местные клубы тратили огромные деньги на покупку игроков из сильных европейских лиг. За бразильцев Алекса Тейшейру и Рамиреса «Цзянсу Сунин» выложил в общей сложности 80 млн евро. Аргентинец Карлос Тевес уехал в «Шанхай Шеньхуа» за 11 млн, бельгиец Аксель Витсель – в «Тяньцзинь» за 20 млн, бразилец Халк – в «Шанхай СИПГ» за 56 млн, а Оскар – по тому же адресу за 60 млн евро. В большинстве случаев боссы китайских клубов заметно переплачивали, к тому же обещая новичкам солидную зарплату. Например, ганский нападающий Асамоа Гьян, по данным L’Equipe, получал в Шанхае 14,4 млн евро в год, став самым высокооплачиваемым футболистом лиги. По нынешним меркам это не так много: топ-клубы Саудовской Аравии готовы платить звездам десятки миллионов. Впрочем, Гьяна в 2016-м едва ли можно было назвать звездой.
В середине 2010-х китайские клубы получали деньги от богатых спонсоров – строительных компаний. В то время в стране наблюдался бум на рынке жилой недвижимости, и выручку от продажи метров девелоперы вкладывали в футбол. Но Суперлига сдулась очень быстро: потолок зарплат, введенный Китайской футбольной ассоциацией в 2019 г., чтобы остудить рынок, снизил привлекательность турнира для легионеров, а в 2020-м коронавирус ударил по всем отраслям китайской экономики. От амбициозного проекта почти ничего не осталось: разве что Оскар по-прежнему играет в КНР, но остальные звезды разъехались.
И все же потенциал для развития футбола в Китае – огромный. Это доказывают регулярные поездки команд из других стран в Пекин, Шанхай и прочие города на товарищеские матчи, которые вызывают большой ажиотаж. Например, летом 2023 г. в стотолице страны прошел товарищеский матч сборных Аргентины и Австралии. Стоимость билетов начиналась от 580 юаней ($80). Их раскупили моментально, а спекулянты перепродавали по цене до 18 000 ($2500). Интерес к игре был настолько большим, что собравшаяся возле отеля сборной Аргентины толпа не дала игрокам выехать на тренировку.
Клубы тоже не остаются в стороне. В январе в чемпионате Саудовской Аравии шел перерыв из-за Кубка Азии. Это время «Аль-Наср» планировал провести в Китае, чтобы сыграть с «Шанхаем Шэньхуа» и «Чжэцзяном». Обе встречи пришлось перенести на неопределенный срок из-за травмы главной звезды ближневосточного клуба – Роналду. Причем команда успела прилететь в КНР, а болельщики – купить билеты. Для многих фанатов приезд португальца был главной мотивацией похода на стадион, и их реакция на срыв турне получилась очень эмоциональной. Группа фанатов ворвалась в отель, где проживал «Аль-Наср», чтобы выразить возмущение ну или хотя бы посмотреть на кумира. Чтобы успокоить китайских болельщиков, Роналду перед отъездом дал пресс-конференцию , где пообещал обязательно вернуться в Китай и сыграть за «Аль-Наср».
Вскоре похожая история приключилась с Лионелем Месси. В период межсезонья МЛС «Интер Майами» отправился в азиатское турне: две игры в Саудовской Аравии, по матчу в Гонконге и Токио. Во всех встречах должен был принять участие аргентинец. И хотя американский клуб в континентальный Китай не заезжал, матч до и после обсуждала вся страна. Стоимость билетов на февральский матч со сборной чемпионата Гонконга стартовала с $113. Их распродали еще в декабре, причем буквально за пару часов. Но заполненная до отказа 40-тысячная арена увидела кумира только на скамейке. Месси не сыграл из-за небольшого повреждения, что взбесило многих фанатов. Лео должен был выйти на поле хотя бы на 45 минут – таковы условия контракта. Организаторы в лице Комитета по массовым спортивным мероприятиям Гонконга тоже понесли убытки – в проведение матча они вложили $1,92 млн. Вскоре после финального свистка зрителям пообещали вернуть 50% от стоимости билетов.
Теперь Месси приходится оправдываться перед фанатами. В соцсетях ему шлют проклятия и оскорбления – якобы аргентинец проявил неуважение к китайским болельщикам и стране в целом. В ответ Лео записал обращение, в котором пояснил, почему не вышел на поле: «Я слышал, как люди говорили, что я не хочу играть по политическим и многим другим причинам, но это совершенно не соответствует действительности. Если бы это было так, я бы даже не поехал в Японию или Китай, как делал это много раз», – заявил футболист.
Партия одобряет
Одним из первых больших клубов, который отправился в КНР ради товарищеского матча, стал «Реал». В 2003-м команда сыграла в Пекине, Токио, Бангкоке и Гонконге, заработав $10 млн. Организатором встречи в китайской столице стала местная компания Greatgate Sports, выложившая в мероприятие $3 млн. Заодно она договорилась о поддержке со стороны Компартии, которая была заинтересована в улучшении имиджа страны.
Инвестиции были рискованными: в начале того же года в КНР зафиксировали вспышку атипичной пневмонии, поэтому приезд гранда мог сорваться. Но все обошлось: на матч в Пекине были распроданы все 65 000 билетов. Зрители увидели дебют новичка «Реала» Дэвида Бекхэма, а игроки перед стартовым свистком позировали перед фотокамерами с футболками, где их имена были написаны иероглифами.
Европейские клубы охотно встречаются в Китае и между собой. В том же 2003-м в Малайзии разыграли Азиатский трофей премьер-лиги – тогда в нем участвовали местная команда и представили АПЛ: «Челси», «Ньюкасл» и «Бирмингем». В 2007-м соревнование впервые прошло в Гонконге, куда приехали футболисты «Ливерпуля», «Портсмута» и «Фулхэма». В 2009-м за трофей боролись уже в Пекине. До пандемии короткие предсезонные турниры с участием английских клубов стали для местных болельщиков почти традицией. Правда, с 2020-го соревнование не проводится.
Подвинуться ради Китая
Европейские клубы готовы учитывать интересы многомиллионного китайского рынка. В 2019 г. президент Ла Лиги Хавьер Тебас в интервью The Guardian заявил, что время начало матчей чемпионата Испании надо корректировать в угоду зрителям в других частях света. В первую очередь речь шла о противостоянии «Реала» и «Барселоны».
«Важно признать, что последователи испанского футбола – это не только те, кто живет в Испании, – говорил Тебас. – Мы также должны уважать болельщиков, которые находятся в Азии и Америке. Они тоже вносят вклад, потому что платят за телевизионные подписки, что, в свою очередь, позволяет клубам платить зарплату крупным звездам и превращает Ла Лигу в глобальный продукт».
Ценность китайского рынка осознают и в клубах. В 2021 г. «Манчестер Юнайтед» открыл недалеко от площади Тяньаньмэнь в Пекине «Театр мечты». Это нечто среднее между фан-шопом, музеем и развлекательным центром. В планах охватить такими «театрами» крупнейшие города страны. Вечные соперники «Юнайтед» из «Ман Сити» тоже бьются за на китайский рынок. В 2016-м у клуба появился офис в Шанхае, а через два года – еще и в Шеньчжене. Их сотрудники занимаются продвижением бренда в КНР и организуют мастер-классы британских тренеров в футбольных школах Китая.
В числе наглядных примеров работы с азиатской аудиторией – тематический мерч. Например, в январе «Манчестер Сити» выпустил специальную форму с паттерном в виде дракона – в честь лунного нового года, который широко отмечают в Китае и соседних странах.