Сделка недели: Panini выпустит коллекции наклеек еще к двум ЧМ по футболу
Компания заслужила доверие ФИФА, но потеряла других партнеров и судится с конкурентамиКомпания Panini, один из мировых лидеров в области производства коллекционных товаров, официально объявила о заключении нового долгосрочного контракта с Международной федерацией футбола (ФИФА). Срок действия соглашения охватывает крупнейшие соревнования под эгидой ФИФА, включая чемпионаты мира по футболу в 2026 и 2030 гг.
Согласно условиям сделки Panini – международная компания со штаб-квартирой в итальянской Модене – останется эксклюзивным партнером ФИФА по выпуску официальных наклеек, коллекционных карточек и карточных игр. Кроме того, Panini будет работать над созданием цифровых предметов коллекционирования, которые становятся более популярными, чем традиционные альбомы с наклейками.
«Наше партнерство началось перед чемпионатом мира 1970 г. в Мексике и длится более 50 лет. Мы рады объявить о продолжении отношений. Это свидетельствует о нашей общей приверженности к построению прочных связей между сообществами болельщиков разных поколений», – отметил главный коммерческий директор ФИФА Роми Гай.
Стороны не сообщали о стоимости сделки. За предыдущие годы крупнейшая сумма, которая фигурировала в новостях о долгосрочном соглашении между ФИФА и Panini, составляла $1 млн. Речь о контракте, который был заключен в 2009 г. на шесть лет с прицелом на чемпионаты мира в ЮАР в 2010 г. и в Бразилии в 2014 г. На тот момент Panini считалась мировым лидером в области производства продукции для футбольных коллекционеров. В частности, в 2006 г., в год проведения чемпионата мира в Германии, наклейки Panini продавались более чем в 100 странах мира, а компания извлекла из этого почти $1 млрд прибыли. «Мы гордимся тем, что Panini – наш долгосрочный лицензиат», – утверждали в ФИФА.
Сейчас положение Panini на рынке нельзя назвать доминирующим. Даже несмотря на то, что компания обладает авторитетным подразделением в США (Panini America), которое заключало не только соглашения с местными лигами, но и договаривалось с мировыми звездами, чтобы получать лицензии на реализацию коллекционных карточек и других подписанных ими памятных вещей. В частности, в 2016 г. Panini America заплатила португальцу Криштиану Роналду $170 000 за подписание 1000 наклеек, а бразилец Неймар получил $50 000 за подписание 600 наклеек. В 2022-м, перед чемпионатом мира в Катаре, долгосрочного соглашения удалось достичь с капитаном сборной Франции Килианом Мбаппе.
Тем не менее именно в США у Panini появились самые серьезные конкуренты. Из-за них отношения с компанией разорвал Союз европейских футбольных ассоциаций (УЕФА), для которого Panini с 1977 г. производила альбомы наклеек к чемпионатам Европы. В преддверии Евро-2024 эксклюзивным партнером УЕФА по производству коллекционных карточек, наклеек и других памятных товаров стала американская компания Topps. Условия сделки не разглашались. Известно лишь, что соглашению предшествовало поглощение Topps брендом Fanatics за $500 млн.
УЕФА – далеко не единственная организация, отказавшаяся от сотрудничества с Panini и Panini America. За последние годы выбор в пользу Fanatics сделали Национальная баскетбольная ассоциация (НБА), Главная лига бейсбола (MLB), Ассоциация игроков Национальной футбольной лиги (NFLPA) и рестлинг-промоушен WWE. Panini America является эксклюзивным лицензиатом НБА с сезона 2009/10 и Национальной футбольной лиги (НФЛ) с 2016 г. Срок действия профсоюзных соглашений истекает в 2025 и 2026 гг. соответственно, обе организации заранее объявили, что не будут их продлевать.
Действия Fanatics вынудили Panini America обратиться в августе 2023 г. в суд с антимонопольным иском. В компании утверждали, что их конкуренты пытаются монополизировать рынок торговых карточек. «Panini не была предоставлена возможность участвовать в торгах или иным образом конкурировать за лицензии, приобретенные Fanatics, – говорилось в иске компании. – В Panini узнали об эксклюзивных соглашениях Fanatics только после того, как они были заключены». Вердикта суда по этому делу еще нет.
Помимо ФИФА, отношения с Panini сохраняют Английская премьер-лига (АПЛ), а также Российская премьер-лига (РПЛ) и Континентальная хоккейная лига (КХЛ). К сезону КХЛ 2023/24 Panini выпустила коллекционный альбом из 499 наклеек. Каждая команда представлена стикерами с логотипом, тренером, капитаном и 16 основными игроками. Коллекционный альбом РПЛ 2023/24 состоит из 462 наклеек.
Кроме того, Panini начала продвигать американский футбол в Европе, заключив соглашение с Европейской футбольной лигой (ELF) – континентальным аналогом НФЛ. В соревновании принимают участие 17 команд из девяти стран. Для них предусмотрены «чемпионские матчи» (аналог Супербоула) и Матчи всех звезд. В 2023 г. состоялся третий сезон в истории этого турнира.
ФИФА активно работает над привлечением инвестиций на четырехлетний цикл, который увенчается чемпионатом мира 2026 г. в США, Канаде и Мексике. По планам доходы ФИФА за этот срок должны превысить $7,5 млрд – столько организация заработала с 2019 по 2022 гг.
Сейчас ФИФА продлевает отношения с действующими спонсорами и ищет выход на новые рынки. В ноябре организация договорилась о продлении контракта с авиакомпанией Qatar Airways до 2030 г. (первую сделку стороны заключили в 2017-м.) Кроме того, по информации британских СМИ, в ближайшей перспективе ФИФА должна объявить о заключении спонсорского соглашения с Aramco – национальной нефтегазовой компанией Саудовской Аравии. Контракт предварительно оценивается в $100 млн в год.