«Краснодар» реализует мечту Галицкого – игру команды определяют воспитанники

    Клуб больше всех в стране вкладывает в подготовку молодых игроков
    В сезоне 2023/24 выпускники академии «Краснодара» получают больше игрового времени в основной команде и во многом определяют ее успехи /Михаил Терещенко / ТАСС

    В текущем сезоне основным соперником «Зенита», многолетнего лидера российского футбола, стал «Краснодар». Команда уверенно прошла первый круг и после 17 туров возглавляет таблицу. В чемпионате 2023/24 главный актив клуба Сергея Галицкого – это воспитанники. Матвей Сафонов, Эдуард Сперцян, Александр Черников, Сергей Волков и другие футболисты, подготовленные академией «Краснодара», играют в основе, а некоторыми уже интересуются европейские клубы.

    Долгосрочный проект

    В 2023 г. «Краснодару» исполнилось 15 лет. Клуб играет в Премьер-лиге с 2011 г., но пока ничего существеннее бронзовых медалей (трех) и финалов Кубка (двух) не добился. В последние годы проект Галицкого обвиняли в стагнации: команду хвалили за зрелищный футбол, но ругали за отсутствие прогресса и результата. Возможно, стоило просто подождать, когда вырастет первое по-настоящему сильное поколение собственных воспитанников. Подготовкой резерва в «Краснодаре» занялись сразу же. Спортшколу открыли в том же 2008 г., а вскоре преобразовали ее в полноценную академию с интернатом и филиалами (сейчас их 38 – все на юге страны). Главный тренировочный центр регулярно обрастает полями: в 2019 г. только подогреваемых было 10. А самым известным объектом стал открытый в 2021 г. стадион на 7500 зрителей с козырьками из черного каленого стекла. На арене играют «Краснодар-2», молодежка и женская команда.

    С каждым годом клуб увеличивает затраты на воспитание молодых игроков. За пять лет с 2018-го по 2022-й эта статья расходов, по данным РФС, выросла с 758 млн до 1,08 млрд руб. «Краснодар» – лидер российского футбола по инвестициям в подготовку юных футболистов. Например, «Зенит» в 2022 г. израсходовал на это направление 777 млн руб., «Динамо» – 740 млн, «Спартак» – 697 млн, ЦСКА – 295 млн, а «Локомотив» – 174 млн.

    «Мы не можем напрямую связать расходы на воспитанников и успехи академии, – рассуждает в интервью «Ведомости. Спорту» бывший селекционер «Краснодара» Дмитрий Нечипоренко. – Самое главное, что не было шараханий, когда сначала работают по одному плану, результата нет, составляют новый и т. д. Корректировки могут быть, но общий вектор сохраняется. Такого количества ребят и, соответственно, тренеров со скаутами, как в академии «Краснодара», нигде в России нет. Второй момент – инфраструктура. Даже по сравнению с «Зенитом» у клуба Галицкого полей и тренажеров больше».

    Нечипоренко подчеркивает, что важным фактором успеха академии «Краснодара» стало отсутствие групп влияния. Обычно вокруг больших клубов крутится слишком много людей, которые хотели бы заработать на молодых талантах или протащить «своих». У «Краснодара», по словам Нечипоренко, выстроилась вертикаль и даже в какой-то мере авторитарная система с Галицким во главе. Именно он не допускает конфликтов.

    Владелец «Краснодара» – самая заинтересованная сторона в вопросе подготовки молодежи. Он не раз признавался, что 11 воспитанников на поле – его мечта. «Талантов у нас рождается столько же, сколько и во всем мире, – рассуждал Галицкий в интервью Sports.ru еще в 2012 г. – Сколько в Германии, в Испании, во Франции. Просто, если вы не вкладываетесь в детский футбол, как они будут развиваться? У нас не самая талантливая нация, но и не самая бесталанная. Если вы не вкладываете деньги в детский футбол, у вас не будет результата».

    Правда, параллельно с развитием академии клуб прилично вкладывался и в готовых игроков. «Краснодар» провел несколько больших закупочных кампаний: например, в сезоне 2019/20, по данным Transfermarkt, потратил почти 30 млн евро, а в сезоне 2021/22 – 42,6 млн. Но каждый раз собственник клуба уверял, что по-прежнему мечтает об 11 воспитанниках в составе и идет к этой цели.

    Вынужденная мера

    Санкции помогли «Краснодару» исполнить мечту Галицкого. В мае 2022 г. ФИФА разрешила легионерам приостанавливать контракты с российскими клубами, и команду вскоре покинули лидеры: поляк Гжегож Крыховяк, француз Реми Кабелла, швед Виктор Классен, бразилец Вандерсон и парагваец Хуниор Алонсо. Из иностранцев остались только Кристиан Рамирес из Эквадора, бразилец Кайо, колумбиец Джон Кордоба и норвежец Эрик Ботхейм. Несмотря на проблемы с составом, «Краснодар» не посыпался и занял итоговое 4-е место, а в предпоследнем туре обыграл ЦСКА. Тогда в заключительные минуты матча на поле у «Краснодара» бегали 11 воспитанников академии. Самым возрастным среди них был 25-летний защитник Виталий Стежко, самым юным – 19-летний нападающий Ираклий Манелов. Причем только двое из того состава в тот вечер дебютировали в РПЛ, а вратарь Матвей Сафонов и полузащитник Александр Черников к тому моменту уже застолбили за собой место в заявке.

    Спустя полтора года состав «Краснодара» сильно поменялся, добавились новые легионеры из Латинской Америки, но воспитанники по-прежнему играют значимую роль. В сезоне 2023/24 в топ-10 футболистов по проведенным на поле минутам – четыре игрока из системы клуба: Сафонов и Черников, а также полузащитник Сперцян и защитник Волков. Кроме того, иногда вместо Сафонова выходит второй вратарь, Станислав Акгацев, а в обороне иногда доверяют место 19-летнему Георгию Арутюняну. Они также прошли академию «Краснодара».

    «Так часто происходит: внешние факторы становятся едва ли не более значимыми, чем стремления и расчет, – поясняет Нечипоренко. – Таким фактором для «Краснодара» стал отъезд иностранцев. К тому же сейчас команде сложнее добираться на выезды (городской аэропорт закрыт с 24 февраля 2022 г. – «Ведомости. Спорт»), и это тоже могло остановить многих потенциальных новичков. Пришлось выкручиваться своими силами».

    Еще один фактор, сыгравший в пользу молодых, – приход тренера Владимира Ивича. Серба назначили главным в январе 2023 г., и он не стал требовать покупок, хотя некоторые новички все же появились, а нашел баланс между воспитанниками клуба и легионерами. При этом «своих» Ивич выпускает даже на самые ответственные позиции: в центре поля играют в связке Черников и Сперцян, а также молодой Никита Кривцов, который пришел в «Краснодар» через низшие лиги и удачно вписался в систему.

    В списке самых дорогостоящих футболистов клуба также лидируют воспитанники. Сафонова Transfermarkt оценивает в 16 млн евро, а Сперцяна – в 15 млн. Оба вызываются в сборные, хотя у них они разные: Сафонов дебютировал у Станислава Черчесова в 2019 г., а Сперцян спустя два года получил (и принял) вызов в команду Армении. По его словам, в российской сборной его тогда никто не ждал. Сейчас же Сперцян более востребованный футболист. Летом им интересовался «Аякс», но не рискнул выходить на сделку с российским клубом.

    «Атакующие действия, индивидуальные качества, стандартные положения – это его несомненные плюсы, но есть еще над чем поработать, – рассуждает в интервью «Ведомости. Спорту» экс-тренер молодежной и юношеских сборных России Дмитрий Хомуха. – Футбол требует высокоинтенсивных действий на протяжении всего матча, а у Сперцяна пока с этим проблемы. Ему надо лучше вступать в единоборства. Если Эдуард что-то почерпнет у Черникова в плане обороны, он станет заметно сильнее».

    Хомуха считает, что Сперцян вполне мог бы заиграть в Европе. Тренер сравнивает его Александром Головиным, которому дали время раскрыться и теперь он один из ведущих игроков «Монако». Если получится найти команду, где не будут требовать моментального результата, у Сперцяна есть шанс закрепиться в одной из топовых европейских лиг.

    Впрочем, на большой международный рынок «Краснодару» еще только предстоит выйти. Пока же клуб успешно работает на российском. Многие игроки из системы «Краснодара» играют в других командах РПЛ, а некоторые уже преуспели. Даниил Уткин и Николай Комличенко – в «Ростове», Даниил Фомин – в «Динамо», вратарь Денис Адамов иногда выходит в составе «Зенита». В октябре 2022 г. международный центр спортивных исследований CIES Football Observatory проанализировал составы участников разных лиг и составил рейтинг академий по числу воспитанников, выступавших на тот момент на профессиональном уровне в высшем дивизионе любой европейской страны. У «Краснодара» набралось 33 игрока – это второй результат по России (у «Локомотива» – 39), а, скажем, у «Челси» было 32. Но до лидеров континента еще далеко: у «Аякса» – 85.

    Ошибки молодости

    Нынешнюю молодежь «Краснодара» называют очень талантливым поколением. Но среди выпускников клубной академии уже были многообещающие игроки, которые так и не вышли на топ-уровень. Впервые «свой» футболист дебютировал в основной команде в феврале 2017 г., когда в кубковом матче против «Урала» вышел 21-летний полузащитник Илья Жигулев. Но в дальнейшем его спортивная судьба сложилась заурядно: ездил по аренде в Молдавию, затем в «Тосно», «Урал» и «Ротор», в 2021 г. перешел в польский «Заглембе», а сейчас выступает за «Пари НН».

    Про Жигулева быстро забыли. Летом 2017 г. «Краснодар» привлек к основе нападающих Ивана Игнатьева и Магомед-Шапи Сулейманова. Вскоре оба вписали себя в европейские статистические справочники. Игнатьев стал лучшим бомбардиром Юношеской лиги УЕФА (10 мячей), а Шапи вместе с будущим полузащитником «Ливерпуля» Домиником Собослаи возглавил рейтинг ассистентов (шесть голевых передач). Оба игрока забивали и за первую команду, а Сулейманов зачастую делал это еще и красиво. Сегодня их в «Краснодаре» нет. Весной 2019 г. Игнатьев отказался подписывать новый контракт, а к концу года его продали «Рубину» за 7 млн евро. В Казани у Игнатьева ничего не получалось, он ездил в аренду в «Крылья», пока не перешел свободным агентом в «Локомотив». В этом сезоне он играет за «Сочи». Сулейманов формально еще принадлежит «Краснодару», но чаще кочует по арендам: турецкий «Гиресунспор», «Хапоэль» (Беэр-Шева) и греческий «Арис».

    «Игнатьев и Сулейманов – это две разные истории, – рассказывает Нечипоренко. – Ивана я много видел вживую, и мне тогда казалось, что ему тяжело будет стать звездой на уровне премьер-лиги. Это связано и с характером, к тому же он специфический нападающий. Шапи – большой талант, пусть и действующий немного однообразно. По характеру он более предсказуемый, но переход в профессионалы дался ему тоже непросто».

    Дмитрий полагает, что в нынешнем «Краснодаре» Игнатьеву и Сулейманову было бы проще проявить себя. То же самое касается и нового поколения воспитанников – несколько лет назад они, скорее всего, играли бы меньше или вовсе покинули бы клуб.

    «Думаю, опыт Сулейманова и Игнатьева послужил хорошим примером для Сперцяна, – развивает тему Хомуха. – Ментальность и окружение игроков увели их в сторону от основного – от футбола. Все мысли должны быть сосредоточены на собственном развитии и прогрессе команды в целом, а не на материальных благах».-