В Германии хотят заработать 1 млрд евро на продаже 10% телеправ двух Бундеслиг

    Против выступают маленькие клубы – они уже сорвали два голосования
    В сезоне 2023/24 «Бавария» с Харри Кейном в составе идет к 12-му чемпионскому титулу подряд. Мюнхенский клуб заметно опережает конкурентов в борьбе за доходы от телевидения
    В сезоне 2023/24 «Бавария» с Харри Кейном в составе идет к 12-му чемпионскому титулу подряд. Мюнхенский клуб заметно опережает конкурентов в борьбе за доходы от телевидения /IMAGO/Ulrich Wagner

    Немецкая футбольная лига (DFL), которая отвечает за проведение соревнований в двух высших дивизионах страны, намерена заработать 1 млрд евро за продажу около 10% медиаправ на трансляции соревнований одному из частных инвестиционных фондов. Об этом сообщает Bloomberg.

    В апреле 2024-го DFL должна запустить процедуру продажи прав на международное и внутреннее вещание на четырехлетний цикл с 2025 по 2029 гг. Как сообщает Bloomberg, для продажи прав инвестфондам DFL планирует устроить аукцион. Одобрить его проведение должны представители 36 клубов (по 18 из первой и второй Бундеслиги). Голосование с их участием пройдет в середине декабря на общем собрании DFL. Для того, чтобы утвердить идею продажи доли медиаправ инвестфондам, необходимо набрать две трети голосов.

    Подобное голосование DFL уже проводила в 2021 г. и в мае 2023-го, но собрать две трети голосов не удалось. В 2021-м речь шла о возможной продаже 25% прав на зарубежное вещание примерно за 2 млрд евро. Одним из главных претендентов называли базирующийся в Люксембурге фонд прямых инвестиций CVC Capital Partners. В 2023-м интерес к покупке медиаправ вновь проявлял CVC, а также американские глобальные компании Blackstone и Advent International. Они предлагали 1,85 млрд евро за 12,5% акций организации, которую DFL планирует создать для реализации прав на вещание.

    По данным Bloomberg, собрать две трети голосов не позволяют небольшие команды, в основном представляющие вторую Бундеслигу. Их претензии связаны с распределением доходов от продажи ТВ-прав. Противники сделки с инвестфондами считают, что выгоду получат только топ-клубы. В частности, по данным The Athletic, согласно нынешней модели распределения клубам первой Бундеслиги достаются 80% доходов от телетрансляций.

    Внутри элитного дивизиона также есть неравенство. Чемпион зарабатывает в три раза больше, чем команда, занявшая 18-е место. Мюнхенская «Бавария» в этом плане с каждым годом наращивает свое экономическое преимущество: в сезоне 2022/23 клуб стал чемпионом в 11-й раз подряд. В прошедшем сезоне ТВ-доходы «Баварии» составили порядка 90 млн евро, тогда как вылетевший из высшего дивизиона «Шальке» заработал 30 млн евро.

    Точные пропорции от распределения по новой планируемой сделки не называются, но из-за недовольства представителей низшего дивизиона DFL решила сократить процент прав, которые будут выставлены на продажу. Для этого в Германии устроят «обратный аукцион». Его суть заключается в том, что DFL запросит у участников торгов, какую долю они хотели бы получить для инвестиций на сумму до 1 млрд евро. По оценкам источников Bloomberg, такая доля, вероятно, окажется ниже 10%.

    Добиться сделки с частным капиталом в немецком футболе намерены из-за высоких нормативных барьеров для прямых инвестиций в клубы. Этому мешает правило «50+1», появившееся в уставе DFL в 1998 г.: «При передаче своей профессиональной футбольной деятельности отдельной компании клуб должен сохранить за собой 50% голосующих акций плюс одну акцию в пользу прежнего владельца». В подавляющем большинстве владельцами являются объединения болельщиков клуба. Правило было призвано оберегать немецкие команды от безответственных бизнесменов.

    Для европейского футбола правило «50+1» является уникальным. С одной стороны, оно практически исключает возможность банкротства клубов, с другой – ограничивает доступ в Бундеслигу зарубежным инвесторам (например, с Ближнего Востока), которые финансируют клубы из других ведущих европейских чемпионатов.

    Матчи Бундеслиги на внутреннем рынке транслируют как платные вещатели (сервис DAZN, телеканал Sky Sport Bundesliga), так и бесплатные (каналы Das Erste, ZDF и Sat.1). За рубежом матчи показывают на всех континентах, зона вещания охватывает около 100 стран. Общие заработки Бундеслиги составляют 1,3 млрд евро в год, однако на международные телевизионные права из этой суммы приходится лишь порядка 200 млн евро.