Сделка недели: в США продали ТВ-права на женский футбол за рекордные $240 млн

    Матчи местной лиги будут показывать четыре вещателя
    Женский чемпионат США в 2023 г. выиграл клуб «Готэм»
    Женский чемпионат США в 2023 г. выиграл клуб «Готэм» /Zuma\TASS

    Телеканалы CBS и ESPN, а также стриминговый сервис Amazon и медиахолдинг Scripps получили права на трансляции матчей Национальной женской футбольной лиги (NWSL) в течение ближайших четырех лет. Общая сумма сделки составила $240 млн. Как сообщается на портале SportsPro Media, это крупнейшая сумма, которую когда-либо платили в мире за показ чемпионата по женскому футболу.

    В среднем за год лига будет зарабатывать $60 млн – это в 40 раз больше, чем по нынешнему соглашению с каналом CBS, который с 2020 г. платит за трансляции $1,5 млн в год. Заново сформированный пул вещателей будет транслировать 118 матчей женского чемпионата США в год. Для сравнения, CBS в 2023-м показал только 30. С учетом этого комиссар лиги Джессика Берман охарактеризовала новую сделку как «начало будущего».

    По данным SportsPro Media, контракт NWSL с CBS, ESPN, Amazon и Scripps превосходит по стоимости многие другие соглашения о медиаправах в мировом спорте, если говорить о женских соревнованиях. Например, он стоит дороже, чем соглашение между Женской теннисной ассоциацией (WTA) и медиакомпанией Perform: в декабре 2014-го они заключили десятилетнюю сделку на $525 млн ($52,5 млн в год). Также NWSL обойдет по заработкам на трансляциях Женскую национальную баскетбольную ассоциацию (WNBA), Английскую футбольную суперлигу (WSL) и Женскую премьер-лигу Индии по крикету (WPL).

    Женский футбол в США начал обращать на себя внимание вещателей не сразу. Например, в кабельной сети ESPN в 2014-м транслировали всего девять матчей NWSL за сезон, причем не на главных каналах. В начале сезона 2019 г. лига и вовсе осталась без ТВ-партнера в связи с выходом из уже заключенной сделки сети A+E Networks. После этого часть матчей демонстрировали на потоковом сервисе Twitch, который обслуживает более нишевую аудиторию, ориентированную на видеоигры.

    За прошедшие четыре с половиной года ситуация серьезно изменилась. Прежде всего, этому способствовала победа женской сборной США на ЧМ-2019 и борьба футболисток за равную оплату труда. В феврале 2022 г., по итогам шестилетнего противостояния женской сборной с Федерацией футбола страны (USSF), суд постановил выплатить 28 игрокам команды $22 млн по делу об обвинениях в дискриминации по половому признаку – это примерно треть суммы, которую они требовали в качестве возмещения потерь. Также обязанностью USSF стало обеспечение равной зарплаты для женских и мужских сборных США, включая бонусы за выступление на чемпионате мира.

    Намного больше внимания развитию женских соревнований стала уделять и Международная федерация футбола (ФИФА). На чемпионате мира по футболу среди женщин, прошедшем в 2023 г. в Австралии и Новой Зеландии, был разыгран рекордный призовой фонд ($110 млн). Средняя посещаемость составила 30 000 зрителей на одной игре, а трансляции турнира посмотрели в совокупности 2 млрд человек.

    В США внимание к футболу также увеличилось в связи с проведением чемпионата мира в 2026-м – страна примет главный турнир четырехлетия вместе с Канадой и Мексикой. А успехи женской сборной на поле и в зале суда обеспечили интерес к NWSL. В ноябре 2022-го трансляцию решающего матча турнира между клубами «Портленд Торнс» и «Канзас Сити» посмотрели 915 000 человек – это был рекорд в истории трансляций национального чемпионата.

    В 2023-м рост продолжился. В июне CBS сообщила, что за год общее количество зрителей турнира в телевизионной сети увеличилось на 21%. Побит и рекорд посещаемости женской лиги: за год матчи NWSL посетили более миллиона человек. К лиге потянулись и спонсоры. Сейчас в их число входят такие всемирно известные бренды, как и Adobe, Bud Light, Mastercard.

    Авторы SportsPro Media называют еще один важный фактор, позволивший NWSL заключить сделку сразу с четырьмя вещателями: из всех крупных спортивных лиг США в 2023 г. к переговорам на внутреннем рынке была открыта именно NWSL. В той же мужской футбольной лиге (МЛС) с 2023 г. начало действовать 10-летнее соглашение с компанией Apple (оно оценивается в $250 млн за сезон), а из других лиг в обозримом будущем тендер на медиаправа может провести только Национальная баскетбольная ассоциация (НБА), но это произойдет не раньше 2024 г.

    Выигрыш лиги от нового соглашения также очевиден. NWSL увеличит охваты, благодаря трансляциям как на кабельном ТВ, так и на цифровых платформах. Кроме того, отчисления от вещателей должны привести к росту стоимости участвующих в лиге команд. На ноябрь 2023 г. средняя стоимость клуба NWSL, по оценкам Forbes, составляет $66 млн. За право вступить в NWSL необходимо заплатить $53 млн.

    NWSL была основана в 2012 г. В нее вошли команды, ранее выступавшие в Профессиональной лиге женского футбола США (WPS) – она была создана в 2007-м и расформирована в 2012-м на фоне финансовых проблем. В первом сезоне NWSL в 2013 г. сыграли восемь участников. Впоследствии их количество увеличилось до 12.

    Одним из наиболее известных участников лиги является команда «Эйнджел Сити», которой владеют мировые знаменитости во главе с актрисой Натали Портман, моделью Евой Лонгорией и теннисисткой Сереной Уильямс. В 2023 г. «Эйнджел Сити» занял пятое место в регулярном чемпионате, а в борьбе за главный трофей сезона вылетел на стадии четвертьфинала. Стоимость франшизы сейчас оценивается в $180 млн.