«Целый состав обходится дешевле зарплаты игрока мужской команды». Как развивается женский футбол

    Россия сильно отстает от Европы, а ведь еще в 2009-м пермская «Звезда-2005» играла в финале ЛЧ
    В ноябре 2022 г. финал футбольного Кубка России-2022 среди женщин собрал на трибунах «Газпром Арены» под 19 000 зрителей – это российский рекорд. Европейский – 91 500
    В ноябре 2022 г. финал футбольного Кубка России-2022 среди женщин собрал на трибунах «Газпром Арены» под 19 000 зрителей – это российский рекорд. Европейский – 91 500 /Александр Демьянчук / ТАСС

    Вторая половина нулевых – лучшее время российского футбола. В 2005 г. ЦСКА выиграл Кубок УЕФА, через три года трофей взял «Зенит», а на Евро-2008 сборная завоевала бронзу. В те же годы достойно выступали и женщины. В сезоне 2008/09 пермская «Звезда-2005» громила соперников в главном еврокубке и впервые в истории сыграла в финале турнира. С тех пор ничего подобного с российскими клубами не случалось. Если в Европе женский футбол за последние 10+ лет мощно эволюционировал, то в России – стагнировал. И лишь недавно ощутил пусть и скромный, но все же прилив денег и внимания.

    Золотое время

    Женская Лига чемпионов – турнир молодой. Его учредили в 2001 г., назвав поначалу Кубком УЕФА среди женщин. Ребрендинг случился спустя восемь лет, тогда же увеличилось количество участников (с 43–45 до 50+) и изменился регламент (один из групповых этапов превратился в дополнительный плей-офф).

    До реформы в турнире доминировали клубы из Германии и Швеции. Например, в 2008 г. «Франкфурт» оформил третий трофей, а у скандинавской команды «Умео» на тот момент их было два. Российские клубы участвовали в турнире с первого розыгрыша, но лишь у «Звезды» в сезоне 2008/09 получилась по-настоящему удачная кампания.

    Пермский клуб был основан в 2005 г. на базе двух вузов: Аграрно-технологического и Национального исследовательского политехнического университетов. В Высшей лиге чемпионата России команда дебютировала уже в 2007 г. и сразу выиграла золотые медали, пройдя сезон без поражений. Тогда ее возглавлял Александр Григорян. Сейчас он известен по работе с мужскими командами – махачкалинским «Анжи», «Тамбовом», хабаровским СКА и другими клубами, которые иногда заглядывают в Премьер-лигу. А на рубеже веков его основным профилем был женский футбол.

    «Перед стартом чемпионского сезона я лично ездил договариваться с Александром Витальевичем, – рассказывает «Ведомости. Спорту» Станислав Харитонов, тогдашний спортивный директор «Звезды-2005». – Была проведена практически полная смена состава. Тогда уже действовали все законы футбольного рынка. Ориентировались на свободных агентов, но смогли собрать достаточно конкурентную команду, пригласили игроков с Украины. В течение следующих трех лет «Звезда» была фаворитом чемпионата. Хотя первые победы от нас никто не ждал».

    Харитонов считает, что в нулевые российский женский футбол был на подъеме, потому что еще выступали девушки, начинавшие в советской лиге в конце 1980-х, но дополняли их более молодые игроки, взявшие золото на Евро U-19 в 2005 г.

    «Вроде совершенно непопулярный вид спорта: ТВ его не показывало, а когда мы попали в финал Лиги чемпионов, об этом даже не писали, – вспоминает в интервью «Ведомости. Спорту» Григорян. – Но тогда играло удивительное созвездие талантливых игроков европейского уровня. Возможно, это стечение обстоятельств. Были и аномальные истории – например, «Рязань». Мало кто знает, что в 1999, 2000, 2001 гг. команда собирала по 12 000 зрителей». 

    Отравление и разгром

    По ходу еврокубковой кампании «Звезда» никому не проигрывала до финала. Правда, привезти большой футбол на Урал «Звезде» не удалось: домашние матчи команда проводила в Казани на стадионе «Центральный».

    «В 2008 г. «Амкар» при [тренере] Миодраге Божовиче занял четвертое место в РПЛ и вышел в еврокубки, – объясняет Григорян. – Тогда приехала комиссия, осмотрела поле и сообщила, что оно не соответствует стандартам Лиги Европы. Его начали перестилать. Нам просто негде было играть».

    Трибуны «Центрального» собирали в лучшем случае сотни болельщиков – даже в финале против немецкого «Дуйсбурга». Тогда он состоял из двух встреч – дома и в гостях. В Казани случился разгром. Первый мяч «Звезда» пропустила на 42-й минуте, а во втором тайме произошла катастрофа: общий счет – 0:6.

    «Дуйсбург» в течение месяца показывал феноменальные результаты, – говорит Григорян. – Наверное, это будет признак слабости, если я скажу, что там был допинг. Но я не могу найти другого объяснения».

    Немецкий клуб действительно много и крупно побеждал в том сезоне – и не только весной, но и в осенней части чемпионата, а еще много забивал – в среднем 3,9 мяча за игру, завершив сезон с разницей мячей +66 и на третьей строчке в Бундеслиге. Так что, вероятно, дело не в допинге.

    «В день игры вся моя команда отравилась», – повторяет Григорян «Ведомости. Спорту» еще одну версию, которую озвучил в 2019 г., со слов футболисток. Недомогание игроков косвенно подтверждают редкие эпизоды финального матча, которые можно отыскать в интернете. При пропущенных мячах футболистки «Звезды» действовали странно: вратарь Надежда Баранова даже не прыгнула, когда ей пробивали пенальти, а защитники крайне неуклюже опекали соперниц.

    Но Харитонов считает, что поражение 0:6 – закономерный результат, не требующий сомнительных оправданий.

    «На тот момент немецкий футбол был лидирующим в мире, и в «Дуйсбурге» собралась хорошая команда, – говорит он. – Мы немножко перегорели: и в Перми, и в руководстве вокруг матча был ажиотаж. На предыдущих стадиях от нас ничего не ждали, а в финале появилось давление. Я не помню, чтобы кто-то отравился, а считать, что соперник был под допингом, неправильно».

    После еврокубкового успеха «Звезды» в 2009 г. прорыва не случилось. В новом розыгрыше, когда Кубок УЕФА преобразовали в Лигу чемпионов, от России в турнире сыграли две команды: «Россиянка» и «Звезда» преодолели лишь два раунда плей-офф. В дальнейшем такие результаты стали привычными. 

    Заработать на хлеб

    Григорян считает, что в конце нулевых по составу «Звезда» входила в число сильнейших клубов Европы. В пример он приводит форварда Наталью Барбашину, которая за клубную карьеру забила больше 200 мячей, а еще 67 – за сборную. Дополнительный фактор успеха пермской команды – большое количество сильных украинок, не считавшихся тогда легионерами. Некоторые футболистки вполне могли уехать за границу. Например, предложения поступали Надежде Барановой, но она в итоге осталась в Перми. При этом, по словам Григоряна, в его команде все играли за идею. В женском футболе платили мало, причем как в России, так и в Европе.

    В нынешнем сезоне чемпионата России по футболу среди женщин за чемпионство борются ЦСКА и «Зенит»
    В нынешнем сезоне чемпионата России по футболу среди женщин за чемпионство борются ЦСКА и «Зенит» /ФК «Зенит»

    «Зарплаты были смешные. В этом виде спорта сложно было что-то заработать. Игроки высочайшего уровня могли себе обеспечить разве что хлеб насущный. У игроков оставался только спортивный интерес», – вспоминает Григорян.

    Впрочем, Харитонов считает, что с финансированием у «Звезды» проблем не было. По его словам, годовой бюджет клуба составлял около $1 млн и этого хватало.

    «У руководства были возможности развивать клуб, – продолжает он. – Сразу же была организована спортивная школа, и академия работает до сих пор. Воспитанники «Звезды» сегодня играют во многих клубах. Подход был серьезный. Конечно, зарплаты в женском футболе отличаются от мужских. Точных цифр сейчас не назову, но мы были на втором-третьем местах в стране по финансированию. На первом – «Россиянка». 

    Вместе с мужчинами

    Сейчас зарплаты в женском футболе ниже, чем в некоторых других игровых видах спорта. Топ-волейболистки в России могут получать под 1 млн евро в год. А полузащитник футбольного ЦСКА Татьяна Петрова в интервью «Матч ТВ» год назад рассказывала, что в среднем игроки получают 60 000–70 000 руб. в месяц, а лидеры – 100 000+ руб.

    В мужской Премьер-лиге футболист скамейки в топ-клубе может зарабатывать больше 1 млн евро. Например, Зелимхан Бакаев, перейдя из «Спартака» в «Зенит» летом 2022 г., по данным СЭ, получал вместе с бонусами 1,8 млн евро в год.

    Впрочем, и в России, и в Европе набирает силу тренд на объединение женских команд с мужскими под одним брендом – и это постепенно сокращает разрыв в зарплатах. У аффилированных команд гораздо меньше проблем с финансированием, им проще работать с болельщиками. И логично, что с 2010-х именно они стали доминировать на международном уровне. К примеру, в последние годы в Лиге чемпионов регулярно побеждает «Лион», взявший уже восемь титулов.

    Французский чемпионат вообще один из лучших в мире, и это в том числе заслуга федерации, которая финансово поддерживает команды. Например, в сезоне 2023/24 каждый из 12 клубов получил по 7 млн евро. Это хорошая прибавка, учитывая нарастающую гонку зарплат между топ-лигами. Самой высокооплачиваемой футболисткой Франции в 2022 г. была Мари-Антуанетт Катото из ПСЖ – 50 000 евро в месяц. В Англии рекорд удерживает австралийка Сэм Керр из «Челси», 600 000 фунтов в год.

    Российский футбольный союз тоже выделяет субсидии клубам в рамках принятой в 2020 г. стратегии развития женского футбола, но суммы скромные – в первый год программы речь шла о 11,6 млн руб. на команду.

    «Мы играли в финале, когда в женский футбол еще не пришли большие мужские клубы, – рассуждает Харитонов. – Когда эта тенденция началась, в Лиге чемпионов стали выступать очень сильные «Лион», «Реал», «Барселона» и т. д. Разве что немецкие команды стоят особняком – в основном они вне структуры мужских клубов. А так – финансирование всего женского состава обходится дешевле, чем зарплата одного игрока мужской команды. Хотя в целом в Европе к женскому футболу относятся получше, чем у нас».

    Об отношении говорит и посещаемость матчей. В 2022 г. в Европе обновили рекорд – четвертьфинал Лиги чемпионов между «Барселоной» и «Реалом» на «Камп Ноу» собрал 91 500 зрителей. В России цифры скромнее: самым массовым стал просмотр финала Кубка страны на «Газпром Арене» в 2022 г., когда на трибуны пришло 18 700 человек.

    Российский женский футбол идет по тому же пути, что и европейский, пусть и с опозданием. В 2020 г. чемпионат страны стал Суперлигой, где выступает все больше команд, аффилированных с мужскими футбольными клубами – «Зенитом», «Краснодаром», ЦСКА, «Локомотивом», «Рубином», «Ростовом», а с сезона 2023/24 – с «Динамо». «Это однозначно дало толчок для развития, – считает Григорян. – В следующем сезоне появится команда у «Спартака», и топ-клубы будут в полном объеме представлены в женском футболе. Этот путь – единственно верный для развития».