ПСВ и Philips, «Вольфсбург» и Volkswagen, «Зенит» и «Газпром»: самые длительные отношения клубов со спонсорами
24-кратные чемпионы Нидерландов попали в Книгу рекордов ГиннессаФутбольный клуб ПСВ из Эйндховена, 24 раза выигрывавший чемпионат Нидерландов, попал в Книгу рекордов Гиннесса за самое продолжительное сотрудничество с титульным спонсором. В течение 110 лет команду поддерживает голландская транснациональная компания Philips – долгое время она была известна как производитель бытовой электроники, но после 2000-х гг. стала специализироваться на медицинском оборудовании. О союзе ПСВ с Philips и других длительных спонсорских сделках в европейском футболе – в материале «Ведомости. Спорта».
ПСВ и Philips
Компания Philips была основана в Эйндховене в 1893 г., а в 1913-м при ней появился футбольный клуб. Свое название он получил в честь спонсора: расшифровка аббревиатуры ПСВ с голландского – Philips Sport Vereniging или «Спортивный Союз Philips». В том же самом 1913-м название Philips присвоили футбольной арене, построенной по соседству со штаб-квартирой компании в Эйндховене.
Союз с Philips определил успешность футбольной команды. В середине XX в. игрокам при заключении контракта с клубом из Эйндховена предлагали трудоустройство в Philips, что сулило высокие заработки. Компания могла себе это позволить благодаря лидирующему положению на рынке: в 1950-х-1960-х практически в каждом доме в Нидерландах имелся хотя бы один прибор этой марки.
В футболках с логотипом Philips на груди ПСВ выступал 58 лет: с 1913-го по 1923-й и с 1982-го по 2016-й. С этого момента роль Philips в жизни клуба видоизменилась. Сначала титульным спонсором клуба стала энергетическая компания Energie Direct, а с 2020-го команда выступает в футболках с логотипом холдинга Brainport Eindhoven, в который входит Philips и еще ряд голландских брендов: например, сеть супермаркетов Jumbo или компания ASML, которая является лидером на мировом рынке полупроводниковой промышленности.
При этом ПСВ и Philips регулярно продлевают отношения. В последний раз это произошло в ноябре 2020 г. Интересно, что на тот момент еще действовало соглашение, подписанное в 2015 г. до 2025-го – за этот период, по данным Reuters, клуб должен был получить от Philips 22,5 млн евро. По новому 10-летнему контракту с 2021-го по 2031-й спонсор заплатит уже 33 млн евро. В сделку включено сохранение прав на название стадиона.
Инвестируя в арену, Philips оказывает существенную поддержку ПСВ. Компания берет на себя часть эксплуатационных расходов. Кроме того, в 2015-м благодаря Philips арена стала первой в Нидерландах, полностью оборудованной светодиодным освещением поля.
«Вольфсбург» и Volkswagen
Футбольный клуб принадлежит автоконцерну с момента своего основания в 1945 г. Собственно сам город был основан лишь семью годами ранее – как поселение для рабочих завода Volkswagen. Агентство Reuters в 2017 г. сообщало, что половина рабочего населения Вольфсбурга трудоустроена именно в компании Volkswagen. В настоящее время клубом управляет организация VfL Wolfsburg-Fußball GmbH – дочерняя компания Volkswagen Group. С 2002 г. команда играет на стадионе Volkswagen-Arena вместимостью 30 000 зрителей.
С логотипом Volkswagen на футболках команда выступает с 1991 г. – на данный момент это самое продолжительное сотрудничество в рамках титульного спонсорства в пяти ведущих европейских чемпионатах. В немецкой Бундеслиге команда играет с 1997 г. За это время «Вольфсбург» один раз побеждал в чемпионате Германии (в 2009-м) и трижды участвовал в Лиге чемпионов.
Длительность соглашения позволила «Вольфсбургу» (а также «Байеру» и «Хоффенхайму», которые принадлежат фармацевтической компании Bayer и владельцу IT-гиганта SAP Дитмару Хоппу) избежать действующего в Бундеслиге правила «50+1». В уставе Немецкого футбольного союза с 1998 г. сказано, что клубы обязаны сохранять за собой пакет из 50% + 1 голосующей акции. Таким образом, в подавляющем большинстве владельцами немецких команд являются объединения болельщиков. Volkswagen попал под исключения, сделанные для инвесторов, которые существенно финансировали клубы на протяжении последних 20 лет, и приобрел команду в свою собственность.
«Вольфсбург» и Volkswagen сохраняют отношения, несмотря на то, что несколько раз были близки к разрыву. Так, в 2015-м The Guardian сообщила о планах Volkswagen урезать расходы на все свои спортивные проекты (помимо главного из них, это женский футбольный клуб «Вольфсбург», хоккейный «Вольфсбург Гризлис» и другие) в связи с «дизельгейтом» – одним из самых крупных кризисов в истории концерна. Тогда выяснилось, что компания манипулировала в США результатами тестов на содержание вредных веществ в выхлопных газах дизельных двигателей. Кризис стоил концерну миллиарды евро потерянной капитализации и репутационных издержек.
Несмотря на потери автогиганта, сотрудничество сторон продолжилось. Согласно отчетам Global Data, в сезоне 2022/23 «Вольфсбург» заработал на спонсорских контрактах $60,4 млн. На долю Volkswagen из этой суммы пришлось больше половины – $32,5 млн.
«Зенит» и «Газпром»
Сотрудничество «Газпрома» и «Зенита» началось во второй половине 1990-х. В 1997-1999 гг. команда выступала в форме с логотипами дочерних предприятий газового гиганта – компаний «Лентрансгаз» и «Газэнергофинанс».
С начала 2000 г. «Газпром» стал титульным спонсором «Зенита», а в конце 2005 г. выкупил за $36 млн 51% акций петербургского клуба у банкирского дома «Санкт-Петербург». «Газпром» был миноритарным владельцем через компанию «Лентрансгаз», которой принадлежало 25% клуба. Весной 2006-го бывший президент «Зенита» Виталий Мутко в интервью «Чемпионату» оценивал вложения «Газпрома» в «Зенит» с конца 1990-х в $70 млн.
На тот момент «Зенит» мог похвастаться лишь незначительными успехами во внутренних соревнованиях: победа в Кубке России 1999 г., а также бронза-2001 и серебро-2003. При «Газпроме» клуб начал доминировать в национальных турнирах и добился заметных успехов в Европе: девять титулов чемпиона России, три Кубка страны, Кубок и Суперкубок УЕФА, а также три выхода в плей-офф Лиги чемпионов.
В открытых источниках приводятся разные данные о тратах «Газпрома» на «Зенит». Известно, что если на момент покупки «Зенита» газовой компанией бюджет клуба составлял порядка $50 млн в год, то к 2016-му он вырос до 150-170 млн евро в год ($166–188 млн). Поступления не от «Газпрома» составляли 60–80 млн евро, рассказывал ТАСС тогдашний гендиректор клуба Максим Митрофанов. На покупку футболистов «Зенит» с 2006 г., по данным Transfermarkt, потратил свыше 700 млн евро.
Кроме того, при «Газпроме» «Зенит» несколько лет подряд входил в число самых доходных клубов мира по данным международной аудиторской компании Deloitte. Лучший результат «Зенит» показал по итогам сезона 2019/20, заняв в рейтинге 15-е место с доходами 236,5 млн евро – на спонсорские контракты из этой суммы пришлось 175 млн евро.
Также название в честь «Газпрома» носит арена на Крестовском острове, на которой «Зенит» выступает с 2017 г. Ее официальная стоимость составляла 42,8 млрд руб. В феврале 2018 г. правительство Санкт-Петербурга передало стадион под управление «Зенита» на 49 лет.
Сейчас в списке спонсоров «Зенита» – 11 дочерних структур «Газпрома»: «Газпромбанк», «Газпром нефть», «Газпром Межрегионгаз» и другие. При этом официальным владельцем клуба является именно «Газпромбанк».
«Арсенал» и Emirates
Крупнейшая авиакомпания ОАЭ спонсирует лондонский клуб с 2006 г. Стадион «Арсенала» с момента открытия в том же году называется «Эмирейтс». До последнего времени «Арсенал» получал по спонсорскому контракту с авиаперевозчиком 40 млн фунтов в год. В августе партнеры подписали новое соглашение до 2028 г. Таким образом, их отношения продлятся как минимум 22 года. При этом даже сейчас этот союз «Арсенала» и Emirates – самый долгий в Английской премьер-лиге (АПЛ) среди действующих.
Ведущий авиаперевозчик ОАЭ в целом активно вкладывается в свое продвижение в мировом спорте. Например, с 2014 г. в футболках с логотипом Emirates играет мадридский «Реал». По соглашению о титульном спонсорстве испанцы получают 70–80 млн евро ежегодно. По данным портала Horizm, в 2022-м чаще Emirates на цифровых ресурсах, связанных со спортом, рекламировался только бренд Adidas.
«Вильярреал» и производители керамики
Середняк испанской Ла Лиги добивался крупных успехов в Европе: выигрывал Лигу Европы в 2021-м, а также дважды играл в полуфинале Лиги чемпионов (в 2006-м и 2022-м). «Вильярреал» базируется в испанской провинции Кастельон – в радиусе 20 км вокруг нее сосредоточено от 90% до 95% керамического производства страны. Внимание местных фабрик было традиционно приковано к команде. С 1997 г. клубом владеет местный магнат Фернандо Ройг, сделавший состояние на бизнесе по производству керамики. Ему принадлежит компания Pamesa. Интересно, что на момент прихода Ройга «Вильярреалу» помогала фирма Porcelanosa – ее конкурент.
В прошлом сезоне клуб располагал бюджетом в размере 136,6 млн евро, а в числе партнеров на сайте команды указано сразу несколько керамических компаний. Помимо Pamesa и Porcelanosa, это Argenta, TAU Ceramica, Bestile и Torrecid. Их логотипы украшают фасад клубного стадиона, который облицован керамикой, а в 2017 г. был переименован из «Эль-Мадригаль» в «Эстадио де ла Серамика». Кроме того, Pamesa Ройга была титульным спонсором клуба с 2013-го по 2021-й. Именно в футболках с логотипом этой компании «Вильярреал» выиграл свой единственный евротрофей.