«Быстрота. Осмысленность. Согласованность». Как гастроли сборной Басконии изменили советский футбол

    В 1937-м гости из Западной Европы проиграли – не без помощи судьи – лишь один матч
    В 1937 г. сборная Басконии отправилась в большое турне, чтобы помочь республике в противостоянии с военной диктатурой Франко, и заехала в СССР /Wikimedia

    Для Испании 1930-е – десятилетие госпереворотов, политических кризисов и гражданской войны. Вооруженное противостояние между республиканским правительством и армией профашистского генерала и лидера партии «Испанская фаланга» Франсиско Франко началось с военного путча летом 1936 г. Мадрид, Барселона, Валенсия и другие крупные города к мятежу не присоединились и поддержали социалистов. Те незадолго до начала гражданской войны сделали Испанию федерацией с широкой автономией для национальных меньшинств, в частности басков. Этот народ с древних времен живет на северо-востоке Пиренейского полуострова, сохранил язык, культуру и самобытность, но фалангисты мечтали его ассимилировать и сделать Испанию однородной. Так что для басков выбор стороны в конфликте был вопросом выживания.

    Испания в огне

    Чемпионат Испании после мятежа не проводился, некоторые игроки ушли на фронт, другие же вошли в состав объединенной команды – сборной Басконии. Поначалу она играла с соседними клубами, но в 1937 г. отправилась в большое международное турне. Гражданская война была одним из самых обсуждаемых событий в Европе. Франко поддерживали Третий рейх и фашистская Италия. Франция, Мексика и СССР помогали социалистическому правительству, отправляя деньги, оружие и военных специалистов. Чтобы привлечь еще больше внимания других стран к войне и пополнить бюджет сражающейся республики, группа баскских футболистов поехала за границу. Инициатором турне стал глава региона Хосе Антонио Агирре, в прошлом игрок «Атлетика» из Бильбао. Этот клуб стал базовым для сборной Басконии. Также в сборную попали футболисты «Барселоны», «Реала», «Бетиса» и других команд. Главное условие при комплектовании состава – баскское происхождение игроков. К слову, шестеро из них ездили на чемпионат мира 1934 г., где испанцы уступили итальянцам в четвертьфинале. А тренером в рамках турне стал серебряный призер Олимпиады-1920 Педро Вальяна.

    Первой страной на пути сборной басков стала Франция. 26 апреля 1937 г. команда обыграла парижский «Расинг», затем ее соперниками стали «Марсель» (5:2), «Сет» (3:1) и снова «Расинг» (3:3 и 3:2). В мае баски встречались в Праге с сильной сборной Чехословакии и уступили ей дважды. Следующей точкой маршрута стал польский Катовице, где была обыграна объединенная команда клубов Силезии. Оттуда баски на полтора месяца поехали в СССР.

    Скандальный матч

    Большинство игр баски провели в Москве на стадионе «Динамо», но в ходе турне также заехали в Ленинград, Киев, Тбилиси и Минск. Всего состоялось девять игр, но главный тренер сборной провел на одну больше – Педро Вальяна работал судьей на товарищеском матче между «Спартаком» и ленинградским «Динамо». В более привычной роли он выступил 24 июня, когда басков принимал «Локомотив». На трибунах собралось под 90 000 зрителей, которые быстро ощутили разницу в уровне игры команд.

    Афиша матча с «Локомотивом» /Wikimedia

    «Быстрота. Осмысленность. Согласованность, – восхищался в очерке для «Вечерней Москвы» Юрий Олеша. – Комбинации разыгрываются так легко, что зритель улавливает весь их ход. Игра проста. Никакой суеты. Каждый оказывается там, где в данный момент ему следует быть. И поразительная легкость! Они играют легко. Кажется, что они не утомляются вовсе».

    Нападающий «Реала», участник чемпионата мира Луис Регейро забил уже на третьей минуте, а в итоге оформил хет-трик. После разгрома «Локо» со счетом 5:1 команда Вальяны встречалась с более сильным соперником. В 1936 г. столичное «Динамо» выиграло весенний чемпионат СССР (сезон тогда делился на две части), а осенью взяло серебро. В матче против Басконии московская команда забила первой, но победный счет не удержала: еще до перерыва хозяева дважды пропустили.

    В конце июня баски приехали в Ленинград, где встретились со сборной города, составленной из местных «Динамо» и «Сталинца» (будущий «Зенит»). Организаторы подготовили большую культурную программу, которая, вероятно, нужна была, чтобы утомить гостей. В итоге сборная Ленинграда сыграла с басками вничью – 2:2. Вернувшись в Москву, гости встретились с объединенной командой общества «Динамо» (победа басков 7:4), а затем единственный раз в ходе советского турне проиграли. Тогда им противостоял «Спартак», усилившийся лучшими футболистами московских клубов и киевского «Динамо».

    Чтобы подготовиться к важному товарищескому матчу, красно-белые провели две контрольные встречи с командой «Трудовая коммуна». Но все старания чуть не перечеркнули дорожные проблемы: у одного из торжественных «Линкольнов», на которых везли футболистов, по пути лопнула покрышка, а на подъезде к арене кортеж попал в пробку. Как результат, игроки «Спартака» опоздали к стартовому свистку на восемь минут. Судья Иван Космачев терпеливо ждал, а позже явно благоволил хозяевам: свистел в их пользу и назначил сомнительный пенальти в середине второго тайма. В знак протеста баски даже покидали поле, но их уговаривали вернуться. В итоге «Спартак» победил со счетом 6:2. Необъективность арбитра была настолько очевидной, что его критиковали даже советские газеты, а вскоре и вовсе отстранили от работы. Но столичная команда этой победой гордилась: на параде физкультурников летом 1937 г. футболисты проехали по улицам Москвы на автомобиле, задрапированном под бутсу, с надписью «Спартак» – Испания (баски) 6:2».

    Баскская модель

    После скандального матча гости провели еще четыре встречи: одолели киевское, тбилисское и минское «Динамо», а также сборную Грузии. Для большинства советских футболистов это был первый опыт игры против команды из Западной Европы. В то время спорт в СССР развивался автономно: в чемпионатах мира и Олимпиаде сборная не участвовала, а как-то иначе изучить зарубежный опыт тогда было невозможно. Турне сборной Страны Басков наглядно показало, насколько отстали советские футбольные команды. В Европе уже стала популярной система «дубль-вэ» – 3-2-2-3. Это не испанское изобретение – ее стал применять тренер «Арсенала» Герберт Чепмен еще в 1920-е. При нем лондонская команда дважды выигрывала чемпионат Англии, что стало сигналом для других клубов. «Дубль-вэ» превратилась в стандарт, который перенял, к примеру, Хуго Майсль – австрийский специалист, работавший с непобедимой «Вундертим». В 1930-х сборная Австрии считалась одной из сильнейших в Европе, хотя ее единственным успехом стало серебро берлинской Олимпиады 1936 г. А в СССР все еще были популярны архаичные, несбалансированные и непластичные схемы с большой группой атаки.

    Советские клубы стали перестраиваться уже по ходу турне басков. Работавший в тренерском штабе «Спартака» Николай Старостин предложил скопировать схему гостей. Для этого его брат Андрей сменил ампула – из центра полузащиты переместился в оборону. Вскоре так играли уже почти все команды чемпионата СССР.

    Влияние басков на футбол в СССР было настолько серьезным, что о турне помнили даже в 1960 г. Тогда советская сборная готовилась к отборочному матчу за право выступить в дебютном Кубке европейских наций (сейчас – чемпионат Европы). Соперником команды СССР были испанцы, с которыми на таком уровне советские футболисты еще не встречались. Единственное, на что они могли ориентироваться, – турне басков 1937 г. Впрочем, довоенный опыт не пригодился – франкистская Испания отказалась играть в Москве, за что ей присудили техническое поражение.

    Вице-чемпионы Мексики

    Сборная басков изменила футбол не только в Советском Союзе. В августе их турне продолжилось матчами в Норвегии и Дании. Затем часть команды пересекла океан, где выступала против кубинских, аргентинских, чилийских и мексиканских клубов. Причем в Мексике гостям предложили поучаствовать не только в товарищеских встречах, но и в полноценном чемпионате. В итоге в местную лигу заявился клуб «Эускади» (так на баскском называется Баскония).

    В то время многие клубы мексиканского чемпионата представляли эмигрантские общины. «Эускади» на их фоне смотрелся мощно. Команда басков выиграла семь из 12 встреч и в итоге финишировала второй. Она вполне могла выиграть золото, но слишком перегрузила календарь, чередуя официальные матчи с товарищескими. Тем не менее, как и в СССР, сборная Басконии поспособствовала развитию местной лиги. Мексиканцы стали больше интересоваться футболом, число команд росло, а с 1943 г. появился профессиональный чемпионат.

    Правда, команды басков к тому моменту уже не было. 1 апреля 1939 г. гражданская война в Испании закончилась победой Франко. Страна басков лишилась автономии, а вскоре были приняты законы, запрещавшие баскские язык и имена. Большинство участников турне не стали возвращаться на родину. Некоторые остались в Мексике, другие уехали в Южную Америку. Второй в списке лучших бомбардиров мексиканского чемпионата 1938/39 Исидро Лангара сделал отличную карьеру в аргентинском «Сан-Лоренсо». А, например, полузащитник Леонардо Силауррен и вратарь Грегорио Бласко стали игроками «Ривер Плейта». Только после Второй мировой некоторые игроки все же отправились назад в Испанию. Режим Франко объявил амнистию и пообещал не преследовать футболистов, поддержавших республику в гражданской войне.

    Другие материалы в сюжете