Сделка недели: Ла Лига будет рекламировать Саудовскую Аравию. Зарубежные сделки приносят испанцам до 60% доходов

    Соглашение с саудитами оценивается в 20 млн евро в год
    Матчи за Суперкубок Испании проводятся в Саудовской Аравии с 2020 г. /Stringer / Anadolu Agency via Getty Images

    17 августа Ла Лига объявила о начале сотрудничестве с Управлением по туризму Саудовской Аравии. По данным испанского портала 2PlayBook, партнерство обойдется Visit Saudi в 20 млн евро в год, срок контракта стороны предпочли не раскрывать.

    В рамках сделки запланированы совместные мероприятия по популяризации испанского футбола в ближневосточном государстве, а Ла Лига займется продвижением туризма в Саудовскую Аравию. В пресс-релизе пояснили, что бренд Visit Saudi будет появляться на рекламных панелях стадионов во время матчей, страну будут представлять зрителям как «самое интересное направление для путешествий».

    Экспансия Саудовской Аравии в мировой футбол в 2023 г. вышла на новый уровень. За летнее трансферное окно местные клубы потратили свыше 300 млн евро, это пятый показатель в мире. Боссы испанского футбола раньше других оценили перспективы экономического роста Саудовской Аравии и смогли представить в этой стране Ла Лигу как выгодный инвестпроект.

    Например, в 2019-м Королевская испанская федерация футбола (RFEF) договорилась о трехлетней сделке, подразумевавшей проведение матчей за Суперкубок страны в ближневосточном государстве. Все то же издание 2PlayBook сообщало, что сделка заключена на 120 млн евро за три года (по 2022-й), но теперь ее продлили до 2029-го. По новому соглашению доходы RFEF выросли с 40 до 60 млн евро в год: половина от этой суммы достается федерации, половину делят между собой команды – участницы турнира.

    Ради проведения Суперкубка Испании в Саудовской Аравии формулу турнира поменяли, увеличив количество участников с двух до четырех. Матчи вынесли на январь – самую середину сезона, когда футболисты находятся в оптимальной форме. Турнир уже провели трижды: в 2020-м – в Джидде, а в 2022-м и 2023-м – в Эр-Рияде. Лишь в 2021 г. в связи с пандемией коронавируса Суперкубок вернули в Испанию, организовав матчи сразу в трех городах Андалусии – Севилье, Малаге и Кордобе.

    Теперь налаженные связи помогают не только футбольной федерации, но и отдельным клубам. Например, мадридский «Атлетико» заключил сделку о титульном спонсорстве с созданной в марте этого года авиакомпанией Riyadh Air. Соглашение будет приносить клубу 40 млн евро в год в течение четырех лет.

    Сделкой с Управлением по туризму Саудовской Аравии Ла Лига продолжает курс на рост спонсорских доходов от зарубежных партнеров. По итогам сезона 2022/23 испанцы отчитались о 177,6 млн евро коммерческого дохода – это рекордные цифры за всю историю турнира. За последние шесть лет (сравнение с данными за сезон 2016/17) показатели выросли в три раза. 60% доходов приносят соглашения с зарубежными компаниями.

    «Мы выбрали смешанную модель – альянсы с крупными партнерами, а также региональные соглашения, которые позволяют испанскому футболу увеличить свое присутствие на определенных рынках, – объяснял изданию El País Хорхе де ла Вега, коммерческий и маркетинговый директор Ла Лиги. – В качестве примера можно привести спонсорство компании Motorola в Мексике или оператора ставок M88 в Азии».

    В рамках коммерческих сделок Ла Лига выделяет два основных типа соглашений: спонсорские и лицензионные. К первому типу относятся, в частности, сделки с производителем экипировки Puma, который предоставляет официальный мяч турнира, или крупнейшим в мире разработчиком программного обеспечения Microsoft. В этом же ряду сделка с титульным спонсором, компанией EA Sports, соглашение с которой будет приносить Ла Лиги около $30 млн ежегодно в течение ближайших пяти лет.

    Среди лицензионных соглашений выделяется сделка с игровой платформой Sorare, а также компанией Panini, выпускающей для Ла Лиги классические коллекции наклеек, и Fanatics – американским брендом, который специализируется на электронной коммерции и сотрудничает с североамериканскими топ-лигами. Ла Лига – первый европейский чемпионат в портфолио Fanatics. Компания поможет испанцам запустить первый официальный интернет-магазин, где будут продаваться лицензированные товары с символикой турнира и команд.

    Цель Ла Лиги – превысить 200 млн евро оборота от спонсорства и лицензий. Изначально на этот показатель хотели выйти к 2030 г., но сейчас прогнозируют, что его удастся достичь уже в 2025-м.