Сделка недели: «Атлетико» будет получать 40 млн евро в год от авиакомпании, которая еще не осуществляет полеты
Мадридский клуб предпочитает искать спонсоров за пределами Испании2023 г. в футболе отмечен многомиллионными инвестициями клубов из Саудовской Аравии в трансферы звезд мирового уровня. В Европе уже есть и команда, фактически принадлежащая ближневосточному государству. С 2021 г. английским «Ньюкаслом» владеет Суверенный фонд Саудовской Аравии (PIF). Теперь же нашелся клуб, договорившийся о титульном спонсорстве с частным брендом из страны Персидского залива, правда, также принадлежащем PIF. Как сообщает онлайн-издание 2Playbook, мадридский «Атлетико» заключил такую сделку с авиакомпанией Riyadh Air, базирующейся в столице страны – Эр-Рияде.
Как отмечается на сайте издания, сомнения в долгосрочности сделки вызывает один очевидный фактор. Компания Riyadh Air была основана лишь в марте 2023-го и не начнет полеты раньше 2025-го. Вместе с тем у нового партнера «Атлетико» амбициозные планы – охватить сто направлений по всему миру за первые пять лет своей деятельности. Также в Riyadh Air намерены стать вторым перевозчиком в стране. Статус флагманской авиакомпании сохранит Saudia (прежнее название – Saudi Arabian Airlines).
Размахом отмечена и сама сделка с «Атлетико». Мадридский клуб будет размещать рекламу нового партнера на самой заметной части игровых футболок вплоть до окончания сезона 2026/27. Заработки «Атлетико» по спонсорскому соглашению будут составлять 40 млн евро в год. Как сообщает испанское издание El Mundo Deportivo, испанцы вели переговоры с всемирно известными авиакомпаниями, Turkish Airlines и Etihad, однако саудиты проявили наибольшую настойчивость.
На европейском уровне заработки «Атлетико» по сделке с титульным спонсором сопоставимы с заработками такого топ-клуба, как «Челси», который зарабатывал 40 млн фунтов в год благодаря сделке с основанной в Гонконге телекоммуникационной компанией Three. Этим летом, после истечения спонсорского договора, лондонский клуб искал спонсора, который был бы готов хотя бы повторить эти же условия. Поиски оказались безуспешными, так что «Челси» начал новый сезон в так называемых «чистых» футболках – без логотипа титульного спонсора.
Вместе с тем сделка с новым спонсором не станет крупнейшей в истории «Атлетико». Рекорд был установлен благодаря предыдущему соглашению. Его заключили в мае 2022 г. с криптовалютной биржей WhaleFin. Договор был рассчитан на пять лет и должен был приносить «Атлетико» 42 млн евро в год, однако в итоге сотрудничество продлилось меньше сезона.
Соглашение между «Атлетико» и WhaleFin пришлось разорвать в феврале. Причиной послужили финансовых проблем сингапурской компании Amber Group, которая владеет WhaleFin. Этой же фирме принадлежала криптобиржа FTX, потерпевшая крах осенью 2022 г. Единственным, хотя и слабым, утешением для «Атлетико» стало то, что клуб успел получить от спонсора выплаты за первый год контракта.
Сделка с авиакомпанией Riyadh Air вписывается в общий курс на поиск спонсоров за пределами Испании и Западной Европы, которому клуб следует уже более 10 лет. Например, в ноябре 2012 г. «Атлетико» заключил контракт о титульном спонсорстве с Министерством туризма Азербайджана. Сделка действовала с января 2013 г. до окончания сезона 2014/15 и приносила «Атлетико» 12 млн евро в год. Стороны также заключили более широкое стратегическое соглашение, согласно которому игроки и тренеры «Атлетико» посещали Азербайджан, а местные молодые футболисты обучались по испанским методикам в Мадриде и Баку.
А в 2015 г. 20-процентную долю в мадридском клубе за 45 млн евро приобрел китайский концерн Wanda Group. Владелец компании Ван Цзяньлинь к тому моменту владел личным состоянием в размере $32,1 млрд, что делало его самым богатым человеком Китая на тот момент.
С 2011 г. «Атлетико» играет под руководством аргентинца Диего Симеоне, который считается самым высокооплачиваемым тренером Европы. По данным Goal.com на март 2023-го, его зарплата составляла 34 млн евро в год. За 11 лет при Симеоне клуб по два раза выиграл чемпионат Испании, Лигу Европы и Суперкубок УЕФА. Еще два раза мадридцы выходили в финал Лиги чемпионов. Прошедший сезон команда завершила на третьем месте, причем в одиннадцатый раз подряд финишировала в топ-3.