«В спорте много пространства для компьютерного зрения». На рынке футбольной аналитики – новые игроки

    Брендам, прекратившим работу с Россией, уже нашлась замена. И не одна
    Российским клубам нужны новые инструменты для аналитики – взамен ушедших с рынка. Уже даже есть конкуренция
    Российским клубам нужны новые инструменты для аналитики – взамен ушедших с рынка. Уже даже есть конкуренция /РФС

    Конкуренция за РПЛ

    Неочевидный удар по обычной жизни российского спорта: из-за многочисленных санкций очень сжался рынок доступных технологических решений. Открыто о проблеме говорят в футболе, где аналитические системы за последние 10 лет стали неотъемлемой частью работы на высоком уровне.

    Контраста ситуации добавляет то, что почти 15 лет лидером не только внутреннего, но и международного рынка была основанная в России компания InStat. Она работала не только с футбольными клубами всех топовых лиг, но охватывала и НБА, НХЛ, а также другие турниры и виды спорта. Но в августе 2022 г. американский гигант спортивной аналитики Hudl завершил сделку по покупке InStat, и компания постепенно прекратила работу на российском рынке.

    По сути, Hudl приблизился к статусу монополиста, потому что второй важнейший для аналитиков сервис, итальянский WyScout, американский холдинг приобрел еще в 2019 г. При сотрудничестве с сотнями клубов из десятков лиг компания ежегодно наращивает выручку (в 2022 г. достигли $45,9 млн), и отказ от России вряд ли почувствует. Британская Statsbomb тоже перестала сотрудничать с российскими партнерами.

    Первыми заполнить нишу в российском футболе пытаются два игрока. Бывшие сотрудники InStat, которые по разным причинам перестали сотрудничать с компанией, основали локальный аналог – RuStat. В декабре 2022 г. президент Российского футбольного союза (РФС) Александр Дюков заявил, что организация будет участвовать в проекте, сообщалось о 10-процентной доле.

    Параллельно на базе компании Vsporte, которая специализировалась на производстве трансляций Первой лиги, создали проект DataHub, предлагающий схожие услуги: единый хаб с записями всех матчей, продвинутой статистикой, фиксацией тактических действий и других тонкостей, полезных для аналитики и основанных на компьютерном зрении.

    Один из идеологов DataHub Дмитрий Кортава, параллельно работающий в Первой лиге, в интервью подкасту Build up School рассказывал, что проект постепенно расширяет спектр услуг: например, пока не предоставляет, но к концу сезона начнет передавать клубам фитнес-данные – то есть детали о пробеге во время матча. Еще он уточнил, что DataHub будет строить адаптивный продукт, который в каждом клубе смогут настроить под свои задачи с помощью нужной комбинации виджетов, а также добавил, что проект ни в коем случае не хочет заменять работу аналитиков, стремится только дать им в руки полезные инструменты.

    Предполагалось, что в конце февраля Российская премьер-лига (РПЛ) выберет единого поставщика статистических данных, но на общем собрании клубы предпочли временную конфигурацию: до конца сезона партнерами РПЛ стали обе компании, а по итогам этого тестового периода будет принято финальное решение о том, с кем работать дальше.

    Собственный датчик

    Для одного из стартапов, занимающихся аналитикой в игровых видах спорта, разработкой и производством электроники, самих датчиков, собирающих информацию, занималась российская компания «Третий пин». Ее менеджер по развитию бизнеса Константин Волков в разговоре с «Ведомости. Спортом» отмечает, что стартап, использующий зарубежные системы аналитики, решил создать собственную технологическую основу, чтобы меньше зависеть от внешних поставок и ограничений в доступе к привычному функционалу (по соглашению с заказчиком он пока не называет компанию).

    «Мы сделали устройство, которое может собирать и записывать данные о местоположении спортсменов, а также подключаться к внешним датчикам, в том числе пульсометру, – рассказывает он. – Электроника отличается от разработки программного обеспечения тем, что устройство недостаточно только разработать, его еще нужно произвести. Из-за санкций по электронной компонентной базе приходится искать китайские замены или выносить производство в другие страны – Турцию, Китай и др. При этом несмотря на то, что мы используем зарубежные компоненты и производим продукт не в России, это все же российская разработка, в отличие от проектов, где просто переклеивают этикетки, меняя название».

    Разработка устройства не вызвала особых сложностей, говорит Волков. Компания уже создавала автономные устройства сбора данных, например датчики измерения температуры и влажности в помещениях.  При этом были задачи, над которыми компания работала впервые, но в результате удалось достичь показателей, сопоставимых с аналогами или даже лучше.

    Волков характеризует запрос, полученный от спортивного стартапа, скорее не как экстренный, когда нужно спешить ради полной замены уже используемых устройств, а как стратегическую – чтобы уйти от неконтролируемого риска остаться без датчиков, лежащих в основе сбора данных.

    «Особенность таких «нишевых» разработок в том, что из-за небольшого размера аудитории их сложно коммерциализировать, поэтому специализирующихся только на спортивных разработках компаний на рынке вообще нет, – отмечает Волков для «Ведомости. Спорта». – Выйти с таким решением в массовый сегмент почти невозможно, потому что потребности любителей закрывают крупносерийные производители потребительской электроники, в основном из Китая. Их функционала достаточно, а цена всегда будет намного ниже, потому что производство, например, смарт-часов с функцией подсчета шагов исчисляется миллионами штук».

    Вдобавок, рассказывает он, на примере других отраслей, где раньше использовали дорогостоящее оборудование, видно движение от аппаратного сбора данных к компьютерному моделированию: есть примеры компаний, которые при возникновении проблем с поставками «железа» предпочитают не погружаться в их решение, а переходить на технологии компьютерного зрения. При правильном применении они могут дать тот же эффект с точки зрения фиксации координатных данных.

    Зрение компьютера

    Компьютерное зрение как способ оцифровки аналоговых данных может еще активнее применяться в футболе, как и в других сферах, говорит «Ведомости. Спорту» предприниматель Дмитрий Кибкало, основатель венчурной студии Orbita.

    Проект видеоаналитики Bigbro на основе компьютерного зрения, который развивает студия, вырос на базе его же сети футбольных школ «Метеор»: им нужно было контролировать прогресс учеников, снимать игры и отправлять видео родителям. В итоге идея прямо сейчас проходит путь от детского формата для маленьких площадок к съемке футбола 11х11 на большом поле.

    «Запрос от клубов у нас появился несколько месяцев назад, – рассказывает Кибкало. – Сейчас мы дообучаем систему, чтобы за счет компьютерного зрения можно было с высокой эффективностью распознавать действия футболистов на полноразмерном футбольном поле».

    Кибкало отмечает, что из всех технологических решений, которые могут найти применение в спорте, для инвестиций его стартап-студия выбрала именно компьютерное зрение как самое перспективное и бурно развивающееся направление, а с футбола стартовали, потому что при всей ограниченности спортивной индустрии в сравнении с другими именно футбольный рынок самый обширный с точки зрения потенциальных партнеров по всему миру.

    Он добавляет, что сейчас написать программу, которая что-либо распознает, относительно просто в сравнении с тем, какой была ситуация 10-15 лет назад, а самым актуальным становится вопрос применения технологии.

    «Тот же метод можно применить, например, на производстве, чтобы контролировать процесс или просто следить за тем, что сотрудники ходят в касках, где это обязательно, – говорит Кибкало «Ведомости. Спорту». – Очевидно, в спорте тоже много пространства для компьютерного зрения: определить, правильную ли позу принял человек во время самостоятельного занятия йогой, грамотно ли прыгун с трамплина расположил тело в воздухе и т. д. А после фильма «Человек, который изменил все», он же «Манибол», в спорте окончательно сложилось понимание, что аналитика необходима».