«99% пенальти отбиты наугад». Что помогает вратарю отразить 11-метровый удар

    Мастерство или везение вывело Хорватию в полуфинал, а Марокко — в четвертьфинал ЧМ?
    31-летний Яссин Буну взял два пенальти в послематчевой серии против Испании – и сборная Марокко впервые в истории вышла в четвертьфинал чемпионата мира
    31-летний Яссин Буну взял два пенальти в послематчевой серии против Испании – и сборная Марокко впервые в истории вышла в четвертьфинал чемпионата мира /Getty-Images

    Уникальные серии

    Два самых драматичных матча 1/8 финала чемпионата мира завершились в серии пенальти. Сначала сборная Японии забила Хорватии только один 11-метровый из четырех, а на следующий день Испания против Марокко не реализовала ни одного.

    Послематчевые серии нечасто заканчиваются после 7–8 ударов вместо запланированных 10 (по пять с каждой стороны), а две подряд такие развязки в плей-офф чемпионата мира – это близко к аномалии.

    Герой хорватской победы – 27-летний вратарь Доминик Ливакович, который на клубном уровне играл только за «Загреб» и загребское «Динамо». Он именно отбил три японских пенальти. Во всех случаях правильно выбирал угол, куда нужно прыгнуть (сначала левый от себя, затем дважды правый), и четко брал несильные удары соперников. После матча вратарь признал, что удары японцев не были идеальными, но все же назвал их сложными.

    Любопытно, что по три сейва за серию пенальти в истории чемпионатов мира делали до Ливаковича всего два вратаря: португалец Рикардо на ЧМ-2006 против сборной Англии и Даниэль Субашич – тоже хорват – в 1/8 финала турнира 2018 г. Тогда хорватская команда остановила таким образом Данию, затем дошла до финала и взяла серебро. Сразу после ЧМ-2018 Субашич завершил карьеру в сборной, а основным стал Ливакович: на турнире в России он тоже был в заявке и, хотя на поле не выходил, получил серебряную медаль чемпионата мира.

    В четвертьфинале хорватов поджидала Бразилия. В этом матче Доминик буквально спас свою команду, совершив 11 сейвов в основное и дополнительное время и еще один – в серии пенальти. Это был первый же удар в исполнении Родриго, что, наверняка, надломило бразильцев. Приятный бонус для самого Ливаковича — повторение рекорда чемпионатов мира по сейвам в сериях пенальти. До него отразить четыре таких удара на одном турнире получалось только у вратаря сборной Аргентины Серхио Гойкоэчеа в 1990 г. и у того же Даниэля Субашича в 2018 г.

    Марокко впервые в истории вывел в четвертьфинал чемпионата мира 31-летний Яссин Буну. Ирония судьбы в том, что всю карьеру он провел в Испании, сборную которой своими руками сенсационно остановил в 1/8 финала (для испанцев это второй подряд вылет на столь ранней стадии, на ЧМ-2018 в серии пенальти они уступили сборной России). На топ-уровень Буну вышел за последние три с половиной сезона в «Севилье» – он живет и играет в одном из ближайших к Марокко крупных испанских городов.

    Буну не пропустил в серии пенальти ни разу: два удара взял сам, еще один попал в штангу. Это всего второй за все чемпионаты мира случай, когда сборная выигрывает послематчевые 11-метровые всухую: впервые такое удалось Украине на ЧМ-2006, когда она прошла Швейцарию в 1/8 финала с Андреем Шовковским в воротах.

    С Буну связан необычный эпизод группового этапа: в матче против Бельгии он был в стартовом составе, вышел на поле, вместе с партнерами спел гимн – но начал игру уже не он. Позже выяснилось, что у Буну сильно закружилась голова, он понял, что не может играть, а судьи одобрили выход второго вратаря сборной Мунира как изменение в протоколе, которое не влияет на количество замен по ходу матча. Главный тренер марокканцев Валид Реграги позже рассказал, что состояние Буну было следствием болей в животе, и отметил, что вратарь поступил правильно, когда попросил выпустить сменщика до начала матча и не стал рисковать вынужденной заменой по ходу игры.

    Против Канады в третьем туре группового этапа Буну уже сыграл, а затем провел на ноль не только 120 минут, но и серию пенальти с Испанией.

    99% наугад

    В сериях пенальти все точно так же зависит от мастерства и психологии, как и по ходу матча, уверен бывший вратарь «Локомотива», «Спартака», ЦСКА и сборной России Руслан Нигматуллин. В интервью «Ведомости. Спорту» он категорически не соглашается с популярным мнением, что послематчевые 11-метровые – лотерея.

    «В серии пенальти важнее всего нервы и физическая готовность: хладнокровно забить 11-метровый после 120 минут игры может только тот, кто лучше готов, – говорит Нигматуллин. – Думаю, например, что испанцы в целом были недонастроены, верили в легкую победу над Марокко за счет более высокого мастерства. Это отразилось и на том, как они били пенальти».

    Другое часто встречающееся суждение – при 11-метровом вратарю нужно реагировать на удар, а не пытаться угадывать – Нигматуллин тоже опровергает.

    «Меня умиляет это дилетантское мнение. Открою секрет: 99% пенальти отбиты наугад, – говорит вратарь сборной России на ЧМ-2002. – Не гадают только тогда, когда пенальти отбивают, стоя на месте. Чисто физически на удар с 11 м, пробитый со средней силой, не получится среагировать. Некоторые удары даже при угаданном направлении не получается отбить».

    Позицию Нигматуллина подтверждают данные исследования ESPN: при средней силе удара мяч летит от 11-метровой отметки до линии ворот 0,4 секунды, а вратарю нужно 0,73 секунды, чтобы обработать информацию (0,1), оттолкнуться (0,1) и долететь в угол к штанге (0,53). Соответственно, чтобы отбить удар в углу, голкиперу нужно сорваться с места примерно за 0,33 секунды до удара. По сути, вратарь должен найти идеальный момент, чтобы пойти в сторону, – когда бьющий, даже заметив это, уже не сможет поменять направление удара.

    Мастерство голкипера заключается в том, чтобы выбрать правильный угол для прыжка, исходя из того, что он видит по глазам, разбегу, постановке корпуса бьющего и знает о его манере бить пенальти, объясняет «Ведомости. Спорту» Нигматуллин. В его карьере тоже был матч с тремя сейвами в послематчевой серии: в четвертьфинале Кубка России 2000/01 он таким образом принес победу «Локомотиву» над «Амкаром» (москвичи затем взяли трофей, в финале тоже победили по пенальти, Нигматуллин взял один удар).

    Он добавляет, что классные вратари могут даже заставить игрока пробить в определенный угол за счет обманных движений. Но они не всегда срабатывают: например, по ходу матча 1/8 финала против Бразилии южнокорейский голкипер Ким Сын Гю намеренно до последнего оставлял открытым свой левый угол, к моменту удара сместился в центр, а бразильский форвард Неймар пробил как раз в ту зону, которую вратарь открывал в попытке запутать.

    Такое большое количество отраженных пенальти может быть связано с распространением новой манеры исполнения ударов, считает бывший нападающий тульского «Арсенала» и других российских клубов Александр Кутьин, один из лидеров российского футбола по количеству реализованных пенальти за карьеру (27).

    «Тенденция в том, что футболисты бьют с паузами перед самым ударом во время разбега, – обращает внимание Кутьин в разговоре с «Ведомости. Спортом». – Когда такая манера только появилась, вратари прыгали раньше, можно было спокойно покатить в другой угол. А сейчас они приспособились и стоят до последнего. Например, испанцы били с паузами – но такие удары получаются несильными, и, если вратарь угадал угол, он почти наверняка отобьет. Удар верхом взять было бы намного труднее, но при таком разбеге поднять мяч тяжело. На мой взгляд, сейчас такая манера уже не дает преимущества бьющему».

    Кутьин считает, что психологический аспект при исполнении пенальти для бьющего важнее, чем технический. Он рассказывает, что постоянные пенальтисты регулярно отрабатывают 11-метровые, на неделе перед кубковым матчем, где возможна серия пенальти, их дополнительно бьет вся команда, чтобы тренер мог определить более готовых, но уверенность в себе при подходе к точке все равно играет ключевую роль.

    «Когда уверен в себе, даже не допускаешь мысли, что не забьешь, – говорит Кутьин. – Помню, однажды в матче за «Арсенал» с «Мордовией» я сам заработал пенальти, сам пошел его бить – и просто знал, что забью. Потому что нам это было нужнее. Идешь и ни о чем не думаешь – с полной уверенностью, что забьешь».