Футбол движется к чистому времени: плюс 8-15 минут к матчу — теперь норма

    ФИФА нужно меньше пауз и больше игры
    Эксперты подсчитали: в среднем из-за остановок игровое время в течение тайма составляет всего 25–27 минут из 45, максимум — 30–32 минуты в матчах самого высокого уровня
    Эксперты подсчитали: в среднем из-за остановок игровое время в течение тайма составляет всего 25–27 минут из 45, максимум — 30–32 минуты в матчах самого высокого уровня /Getty Images

    Ручной подсчет

    Один из трендов чемпионата мира-2022, который бросается в глаза любому зрителю, — резко возросло количество добавленного времени. Вместо привычных 1-2 минут к первому тайму и 3-5 — ко второму арбитры часто компенсируют суммарно 10 минут и больше. Тенденция стала очевидна уже на второй день турнира, когда за три матча в общей сложности было добавлено 50+ минут.

    Практика показалась еще более необычной, когда стало ясно, что причина не в длительных остановках по ходу игры (например, из-за серьезных травм, как было в матче Англия — Иран, когда врачи долго оказывали помощь иранскому вратарю после столкновения головами), а в новых судейских принципах.

    С объяснением выступил куратор судейства в Международной федерации футбола (ФИФА) Пьерлуиджи Коллина, бывший арбитр топ-уровня, работавший в том числе на финале чемпионата мира в 2002 г.

    Еще перед началом турнира в Катаре Коллина на брифинге для журналистов анонсировал, что судьи станут обращать больше внимания на остановки, и предупредил, что не нужно удивляться 7-8 добавленным минутам к каждому тайму, потому что «в действительности как минимум столько и уходит на паузы, в том числе тактические».

    Позже Коллина объяснил позицию ФИФА подробнее: увеличивая количество добавленного времени, организация стремится решить давнюю проблему — непосредственно футбола по ходу 90 минут матча слишком мало.

    «Теперь судьи фиксируют точное время некоторых инцидентов, — говорил Коллина. — Особенно это касается травм. Мы видим, что многие повреждения требуют более минуты на оказание помощи. На ЧМ-2018 добавляли в среднем 7,5 минут к двум таймам, но тогда было максимум шесть замен, а сейчас — 10. Мы перешли к 10 минутам в среднем, это не такое уж резкое изменение».

    Чтобы четче фиксировать паузы и справедливо компенсировать время, на чемпионате мира работают два резервных арбитра: привычный четвертый судья стал полноценным участником бригады, отвечающим за свой участок поля, а у дополнительного помощника в приоритете отслеживание остановок. Вместо условного подсчета (30 секунд — за замену, минута — за травму) теперь паузы фиксируют по факту. И в конце тайма определяют, сколько нужно добавить.

    Изменения в тайминге матчей сразу отразились на вещателях, поскольку им пришлось на ходу корректировать программную сетку между матчами. У «Матч ТВ», который впервые показывает весь чемпионат мира, заранее не было информации о том, что игры будут продолжаться дольше обычного, следует из слов первого заместителя генерального продюсера «Матч ТВ» Дмитрия Рыжкова.

    «Для нас, как, наверное, для всех болельщиков, такое количество [добавленных минут] стало неожиданностью, но никак не проблемой, — говорит Рыжков «Ведомости. Спорту». — Между окончанием одного матча и началом второго достаточно времени: немного подрезаем в этих случаях наши студии, которые в прямом эфире обсуждают все встречи».

    Шаг к чистому времени

    Большое количество добавленного времени говорит о том, что ФИФА движется в сторону чистого времени (как в хоккее или баскетболе, когда секундомер останавливается после каждого судейского свистка. — «Ведомости. Спорт»), уверен главный инструктор судейского комитета Российского футбольного союза (РФС) Николай Левников.

    «Последние исследования показывают, что в среднем из-за остановок игровое время в течение тайма составляет всего 25–27 минут, максимум — 30–32 минуты в матчах самого высокого уровня, — говорит Левников в интервью «Ведомости. Спорту». — Пока не ясно, каким образом систему чистого времени можно будет реализовать: путем компенсации, как это происходит сейчас, или с помощью хронометриста, который бы останавливал секундомер на время паузы. Его функции сейчас выполняет дополнительный резервный судья».

    Левников добавляет, что в профессиональном сообществе не удивились такому росту добавленного времени, и отмечает, что этот тренд можно было заметить по ведущим европейским чемпионатам и Российской премьер-лиге (РПЛ). По его словам, если сравнить добавленное время в РПЛ сейчас и 10 лет назад, видно: количество добавленных минут увеличилось.

    Тенденцию компенсировать больше времени Левников связывает со стремлением сделать так, чтобы у футболистов пропал соблазн затягивать игру за счет падений, преувеличивания серьезности травм и долгого празднования голов.

    В российском футболе готовы следовать тенденции и еще точнее контролировать, сколько времени отняли замены, отмечание голов, травмы и другие остановки, говорит «Ведомости. Спорту» главный инструктор судейского комитета РФС.

    «Думаю, дополнительные люди для этого не нужны, — считает Левников. — Среди функций ассистента видеоарбитра уже есть фиксация времени VAR-просмотров, чтобы компенсировать время на них, так что ему же можно передать и контроль за другими остановками. Добавлять по 10–15 минут к каждому тайму, конечно, заоблачно, но 3-5 минут компенсации к первому и 5-10 — ко второму вполне реальны».

    Руководители российских судей планируют детально проанализировать тайминг-данные с чемпионата мира, обсудить итоги на судейских сборах и внедрить то, что может пойти на пользу.

    «Если футбольные власти и ТВ будут к этому готовы, судьям будет не тяжело перестроиться, — уверен Левников. — Правила и так не запрещают арбитрам компенсировать время, потерянное из-за остановок. С точки зрения трансляций тоже не должно быть проблем, потому что, например, в РПЛ между матчами, как правило, есть 45 минут — при суммарно добавленных 10–15 минутах никаких накладок возникать не должно. На мой взгляд, нам есть смысл относиться к компенсации времени так же, как на чемпионате мира. Это поможет в том числе добиться той же интенсивности, той же нагрузки для футболистов».

    При этом Левников признает, что глобальный переход к чистому времени в футболе не может быть быстрым. Сначала формат должны протестировать еще на нескольких крупных турнирах, по их итогам данные изучит технический комитет Международного совета футбольных ассоциаций (ИФАБ), отвечающий за правила и изменения в них и собирающийся два раза в год. Но если в официальном регламенте появится пункт о чистом времени, все будут обязаны перейти на такой формат.

    Среди других деталей, отличающих судейство на чемпионате мира-2022, Левников отмечает сокращение до минимума пауз на использование системы видеопомощи арбитрам: и когда видеосудьи проводят проверку сами, и когда главный арбитр отправляется к монитору для просмотра. Кроме того, добавляет Левников, ФИФА провела основательную подготовительную работу по теме судейства.

    Командам четко объяснили, что арбитры будут особенно внимательно относиться к наступам и ударам локтями при борьбе, в итоге грубых нарушений, связанных с этими проблемными единоборствами, на ЧМ-2022 мало. Как следствие, редко приходится давать желтые карточки — это тоже снижает количество пауз и сохраняет динамику игры, к чему в ФИФА и стремятся.