«Матч ТВ» планирует заработать на Кубке России». Василий Конов — о показе блогерских команд и конкуренции с «Яндексом»
Заместитель генпродюсера телеканала рассказал о рейтингах Спартакиады и сорванных эфирах БундеслигиНа прошлой неделе стартовал розыгрыш обновленного Кубка России. До последнего Российский футбольный союз (РФС) не называл ключевых партнеров турнира — лишь за день до старта стало понятно, что конкуренцию у альянса «Яндекса» и букмекерской конторы BetBoom выиграло предложение «Матч ТВ» и «Фонбета». По информации РБК, за право быть титульным спонсором и беттинг-партнером Кубка «Фонбет» заплатил 2,4 млрд руб. «Матч ТВ» цифры контракта по турниру не называет.
«Ведомости. Спорт» обсудил с заместителем генерального продюсера «Матч ТВ» Василием Коновым не только ситуацию с правами на Кубок, но и претензии по показу Спартакиады, а также планы по освещению еврокубков.
«Матч ТВ» тратит достаточно, чтобы не делиться правами бесплатно»
— «Матч ТВ» показал дебютные встречи в Кубке России двух команд Медиалиги — «Амкала» и 2Drots. Довольны рейтингами?
— У «Амкала» была доля 2.5 в нашей целевой аудитории (мужчины 14-59 лет) — это неплохой показатель для стадии 1/256 финала и для команды, чья основная аудитория ориентирована на соцсети и YouTube. У 2Drots эта цифра выше — 3%. Если сравнивать с матчами РПЛ — по рейтингу, это примерно как условный матч «Уфа»-«Урал».
— Встречи 1/128 финала блогерские команды сыграют в конце августа. «Матч ТВ» также планирует транслировать эти игры?
— Конечно. Мы рассчитываем показать в нынешнем сезоне Кубка России 50 матчей. Само собой, акцент будет на игры групповой и финальной стадий — на встречи уровня «Спартак»-«Зенит», «ЦСКА»-«Сочи». Но и команды Медиалиги мы вниманием обходить не будем.
— Встречи блогерских клубов входят в число 50 трансляций на сезон?
— Да, обе были в нашем федеральном эфире, после них осталось 48 матчей.
— «Амкал» и 2Drots поедут в гости к «Твери» и ивановскому «Текстильщику». Дорого ли делать трансляции из этих городов?
— Когда мы принимали участие в тендере по приобретению прав на Кубок России, отдавали себе отчет, что это не самое дешевое удовольствие. Помимо денег за права, мы берем на себя дополнительные расходы по производству и по рекламе матчей. Конкретные суммы называть некорректно, но речь идет не про 100 000 и даже не про 500 000 руб., мы вкладываем куда более серьезные деньги. Но понимаем, что премиальный российский футбол уровня Премьер-лиги и Кубка, того стоит. Естественно, в минус уходить не намерены — планируем заработать на этом.
— «Амкал» и 2Drots могут брать контент с Кубка России к себе на YouTube или в соцсети?
— У нас эксклюзивные права, в том числе и в диджитале. Но мы пошли навстречу и уже согласовали предоставление хайлайтов для «Амкала» и 2Drots с их матчей в первом раунде. Но выйдут они уже после завершения игр, в лайв-режиме Кубок доступен только на «Матче».
— «Матч ТВ» конкурировал за права с «Яндексом». После завершения тендера в РФС заявили, что есть планы задействовать «Яндекс» в качестве «цифрового партнера». Возможен вариант, при котором вы будете делить трансляции?
— Я повторюсь — на данном этапе у нас эксклюзивные права. Важный момент, который многие почему-то стараются не замечать — на заседании рабочей группы по Кубку России, прошедшем непосредственно перед бюро исполкома РФС, только один из пяти представителей РПЛ проголосовал за соглашение с «Яндексом». Представители ФНЛ и РФС единогласно высказались за тандем «Фонбет» и «Матч ТВ».
Наше совместное предложение выгоднее по деньгам, поскольку «Фонбет», кроме основного пакета, тратит большую сумму на продвижение (по данным РБК, порядка 1,3 млрд руб. — «Ведомости. Спорт»). Вместе с «Фонбет» и РФС мы планируем 25 августа организовать пресс-конференцию по Кубку России, где, возможно, прозвучат точные суммы.
«Матч ТВ» заплатил за права существенно больше, чем в прошлом году, плюс мы тратимся на производство и маркетинг. Сумма получается достаточно ощутимой для того, чтобы вдруг делиться бесплатно.
Еще важно понимать, что букмекерам, прежде всего, интересен эфирный канал, они неоднократно об этом говорили. «Яндекс» предлагал систему paywall, то есть матчи на их платформе были бы доступны за отдельную плату. Мы же собираемся учесть интересы букмекеров и зрителей — все топовые матчи будут в федеральном эфире. А остальные игры покажем на ресурсах «Матч ТВ», в том числе на нашем сайте и на портале Sportbox.
В теории не исключено, что «Яндекс» может в какой-то момент подключиться и купить у нас сублицензию на показ матчей, которые мы не берем в федеральный эфир. Но даже при таком варианте возникает очень много вопросов — у «Яндекса» нет собственных производственных мощностей, нет спортивной редакции комментаторов.
«У нас отличные отношения с УЕФА — еврокубки покажем в максимально возможном объеме»
— Как изменится показ еврокубков на «Матч ТВ» с учетом отсутствия российских команд?
— У нас отличные отношения с УЕФА. Мы ни в коем случае не планируем снижать показ еврокубков, покажем их в максимально возможном объеме. Даже в отсутствие наших команд, это премиальный европейский футбол, который наша аудитория уже привыкла смотреть на «Матч ТВ».
Мы стартовали в этом сезоне с показа Суперкубка УЕФА, в планах — Лига чемпионов, Лига Европы и Лига конференций. Как и прежде, будем брать максимально возможную квоту для федерального эфира, то есть по два слота в день. Помимо этого, у нас запланированы трансляции на «Матч Премьер», где будет большой онлайн всех встреч и матчи на тематических каналах «Футбол».
— Будете ли показывать на «Матч ТВ» игры украинских команд? Если да, они будут в прямом эфире?
— Мы показали обзор игры киевского «Динамо» в квалификации Лиги чемпионов в выпусках новостей и аналитических программах. Мне кажется, что на сегодняшний день показывать игры с участием команд из Украины в эфире федерального канала неправильно — не мы годами планомерно обесценивали тезис об отсутствии политики в спорте.
— В прошлом сезоне «Матч ТВ» несколько раз уходил с эфиров Бундеслиги из-за того, что на баннерах стадиона были политические лозунги. Практика приостановок трансляций продолжится?
— В прошлом сезоне это были разовые ситуации. Тут сильно зависит, какого рода эти лозунги. Несколько раз были случаи, когда в трансляциях появлялись QR-коды с возможностью перечисления средств для военнослужащих Украины. В таком случае мне кажется странным оставлять подобное в российском эфире.
Если смотреть на концовку прошлого сезона или начало этого, никаких политических акций или лозунгов уже практически не было и, соответственно, не было никаких проблем с трансляциями, за исключением одной игры Бундеслиги.
— В чемпионате Турции теперь играют Артем Дзюба и Магомед Оздоев. «Матч ТВ» не планирует транслировать этот турнир?
— Мы вели переговоры по чемпионату Турции задолго до того, как они перешли к каналу «Футбол» (в начале августа — «Ведомости. Спорт»). Но, к сожалению, покупка прав на этот турнир оказалась невозможна — правообладатель был вынужден отказать нам из-за своей юрисдикции в Великобритании, где действует санкционное законодательство.
«Показ Спартакиады на «Матч ТВ» — это социальная функция»
— Что касается Спартакиады, известный волейболист Сергей Тетюхин раскритиковал показ матча в Одинцово за трансляцию с одной камеры. Многие посчитали, что это претензия к «Матч ТВ», поскольку у вас эксклюзивные права.
— Претензии по матчу, о котором говорил Сергей Тетюхин, совершенно не к нам, поскольку параллельно мы показывали другую игру в Москве. Там у нас было восемь стационарных камер и одна мини-камера на сетке, на этой игре от нас работало порядка 40 человек, то есть это был показ уровня Олимпийских игр или чемпионата мира.
Мы не транслируем все волейбольные игры Спартакиады. С Минспорта мы согласовали показ ключевых матчей — их производим и выдаем в эфир «Матч ТВ». Встреча, о которой говорил Тетюхин, не попала в наш список: следовательно, вопрос о качестве трансляции — к ее организаторам.
Всего на освещение Спартакиады у нас выделено 20 ПТС — огромное количество, столько нет даже на футболе. В освещении трансляций участвует около 1000 человек, задействованы порядка 50 камер. Из всех 39 видов спорта, представленных на Спартакиаде, мы производим больше 300 часов, 75 из них идут в федеральный эфир — это колоссальный объем.
Под Спартакиаду мы полностью поменяли оформление новостной студии. В трех городах — Петербурге, Челябинске и Казани — используем телепортацию, которую опробовали на Олимпиадах в Токио и Пекине. С помощью этой системы будем выводить в программы из московской студии спортсменов, тренеров и функционеров.
— На Спартакиаде канал сможет заработать или это выполнение госзаказа?
— Это социальная функция. Сейчас, когда российские спортсмены остались без международных стартов в самый пик сезона, мы поддерживаем их, предоставляя свой эфир. Во многих видах — прыжках в воду, плавании, легкой атлетике — у нас потрясающие результаты. Неправильно было бы лишать аудиторию возможности посмотреть на сильнейших спортсменов.
— То есть рейтинги Спартакиады не играют роли?
— В данном случае нет, конечно.
— Но обвал идет сильный?
— Рейтинги футбола или UFC значительно выше, чем у Спартакиады — бессмысленно отрицать очевидное. Но нельзя говорить, что аудитория на Спартакиаде падает в ноль — есть, пусть и достаточно небольшое, ядро зрителей, которым это интересно.
— Собираетесь ли вы показать Кубки мира по лыжам и биатлону следующей зимой или откажетесь от трансляций, как это было в прошлом сезоне после отстранения россиян?
— Мы пока ведем переговоры по этим турнирам, окончательного понимания нет. Очевидно, что основной акцент будет сделан на внутрироссийские старты. Зарубежные соревнования зрителям неинтересны, если на них нет россиян.
Что касается других зимних видов, мы буквально только что подписали новое соглашение с КХЛ — с 1 сентября лига вернется на наши экраны. Права на фигурное катание — у «Первого канала», они там и остаются.
Также зимой мы будем показывать Единую лигу ВТБ, с которой недавно заключили контракт на три года. Кроме того, у нас продолжает действовать соглашение с UFC.
— Нет ли тревожных сигналов по правам на ЧМ-2022 по футболу, который пройдет в ноябре-декабре?
— Тревожных сигналов нет. Контракт заключен. Мы начали процесс оформления групп, которые будут работать в Дохе — от нас поедут четыре съемочных бригады и несколько пишущих журналистов с сайта. Вряд ли у кого-то из российских СМИ будет больше представителей в Катаре, чем у нас.
— Комментаторы поедут?
— Этот вопрос пока в стадии обсуждения. Он будет зависеть от распределения матчей по эфирной сетке.
— На ЧМ-2022 «Матч ТВ», как и прежде, будет поровну делить права с «Первым каналом» и «Россией-1»?
— Мы сейчас ведем переговоры с нашими коллегами. Пока могу определенно сказать, что на «Матче» будет много хороших игр ЧМ.