«Скрупулезно относится к любому вопросу». Что за тренера получил ЦСКА
Владимир Федотов надежен, основателен, не любит проигрыватьВниз ради прогресса
Владимир Федотов за пять лет прошел тренерский путь от первой лиги до топ-клуба. В 2017 г. он подхватил «Оренбург» после неудачного старта – 13-е место после восьми матчей – и вывел команду в премьер-лигу. А в элите сразу же запрыгнул на 7-е место, несмотря на скромный состав и финансовые возможности: бюджет клуба составлял тогда 800–900 млн руб.
По ходу следующего сезона Федотов сменил команду: оставил «Оренбург» на 14-м месте (без него опустились на 16-е и вылетели из РПЛ) и перебрался в «Сочи», чтобы вытащить клуб с последней строчки на 12-ю. Оба полноценных сочинских сезона – бурный рост: 5-е место с выходом в квалификацию Лиги конференций и 2-е в чемпионате 2021/22. Если бы не отстранение российских клубов от международных турниров, «Сочи» сыграл бы в отборе Лиги чемпионов.
Для Федотова трансфер в ЦСКА – формально шаг вниз по таблице (ЦСКА финишировал пятым и шестым в двух последних чемпионатах), но по сути – очевидное повышение, учитывая исторически более высокий статус московского клуба в российском футболе и его трансферные возможности.
До главного тренера Федотов дорос во многом благодаря опыту работы ассистентом: помогая Роберту Евдокимову в «Оренбурге» в середине 2010-х, он наблюдал за матчами не от бровки, а с трибуны, чтобы лучше видеть структуру игры. «У главного тренера глобальная задача – он смотрит за всем. Помощник сосредоточен только на поиске проблем», – объяснял Федотов разницу в интервью Sports.ru.
Из «Сочи» в ЦСКА Федотов забрал трех помощников: Олега Фоменко, Мурата Искакова и Радика Ялимханова. Последний работал с тренером еще в «Оренбурге», остальные присоединились к штабу в Сочи.
По отзывам игроков и сотрудников клуба, тренера отличает особая внимательность к деталям. Так, аналитический отдел «Сочи», состоящий из трех специалистов – руководителя Александра Веряскина, видеоаналитика Владимира Антонова и скаут-аналитика Сергея Грунюшкина, – Федотов использовал и для разбора игры своей команды, и для подготовки к соперникам.
«С тренерами мы взаимодействовали очень тесно: по соперникам к недельному циклу подготовки предоставляли отчеты и примеры моментов, которые важно показать футболистам», – рассказывает Веряскин в интервью «Ведомости. Спорту».
Сам Федотов с коллегами тоже отсматривали матчи, чтобы выбрать нужные эпизоды, затем скомпонованные нарезки готовили для показа игрокам. Аналитики снабжали их графикой: даже если тренер не проговаривал что-то отдельно, футболистам легко было понять общую идею.
При анализе собственной игры кроме видеосюжетов использовали статистику – вручную подсчитывали моменты, соответствующие тактическим требованиям главного тренера. Например, эпизоды с прессингом разного типа (когда вернули мяч, когда сдержали развитие чужой атаки или не смогли этого сделать) или способы начать атаку – каким способом, через какой фланг и комбинацию. Цифры помогали оценить эффективность игровой модели и в зависимости от этого корректировать установки, а также работу на тренировках.
Против «автобусного» стереотипа
В сезоне 2021/22 «Сочи» сделал акцент на атаку. Комбинационная игра помогала команде создавать красивые голы. Например, тульскому «Арсеналу» осенью 2021 г. – на второй минуте после шести подряд передач в одно касание.
Трансформация из команды, которая ассоциируется с обороной, в доминирующую произошла уже под руководством Федотова.
«Существовал стереотип, что Федотов играет в «автобус», ставит пятерых защитников и только обороняется, – это мнение мы старались уничтожить, – объясняет Веряскин. – И в интервью говорили, и самой игрой показывали, что это самая атакующая схема: всего три центральных защитника и аж три нападающих. Суммарно у нас всегда было по пять-шесть человек впереди. Стиль – следствие структуры, внедренной штабом Федотова, а также его требованиями, теоретическими занятиями, деталями тренировок. Все это наложилось на возможности футболистов».
Аналитик отмечает, что правильнее говорить о сочинском штабе Федотова в целом, не разделяя его на тренерский, аналитический и другие отделы. Именно слаженность работы – один из главных факторов успешного выступления команды и индивидуального прогресса игроков, добавляет Веряскин.
Аналитический отдел не определяет игровой стиль команды, но помогает тренерам сориентироваться в потоке информации, говорит специалист: находит оборонительные проблемы и закономерности в атакующих действиях, чтобы на базе этих данных тренеры принимали ключевые решения.
Веряскин уверен, что успех «Сочи» – сочетание качественной работы штаба и других клубных систем. Взаимопонимание руководства и селекционного отдела в ключевых кадровых решениях должно помочь клубу остаться на топ-уровне.
При Федотове систему поиска и отбора новых футболистов выстроили так, что в ней на разных этапах участвуют разные клубные департаменты, в том числе фильтром выступает аналитический отдел.
«Мы не только оцениваем качества футболиста, но и накладываем на них требования командной игры, которым нужно соответствовать в «Сочи», – продолжает Александр Веряскин. – На потенциального новичка смотрят все члены штаба, и, если он проходит все фильтры, доходит до стадии переговоров».
Даже классный игрок может просто не вписываться в игровую концепцию тренера – и тогда задействовать сильные стороны футболиста будет сложно, объясняет аналитик. Веряскин вспоминает, что в «Сочи» регулярно отказывались от ярких атакующих игроков с дриблингом и скоростью, потому что они не соответствовали уровню игры в обороне.
При этом в «Сочи» при Федотове многие футболисты поменяли свои позиции или расширили функционал в знакомых амплуа. Например, 32-летний Артур Юсупов из центрального полузащитника превратился в инсайда – игрока, атакующего с фланга. При этом тренер в интервью не раз подчеркивал, что в его концепции футболист этой позиции должен отрабатывать и в обороне. А Веряскин приводит в пример трансформацию ивуарийца Викторьена Ангбана из опорного полузащитника в инсайда – для него готовили персональные нарезки с пояснениями, где и когда располагаться в конкретной оборонительной ситуации.
Обостренная справедливость
Первый полноценный и действительно успешный проект Владимира Федотова как главного тренера – «Металлург-Кузбасс». До этого он около года был главным в екатеринбургском «Урале», но впервые провел команду от предсезонной подготовки до финиша именно в Новокузнецке.
Оба сезона – переходный 2011/12 во втором дивизионе, когда «Металлург» вышел в Футбольную национальную лигу (ФНЛ), и следующий – тренером в штабе Федотова работал Константин Дзуцев.
«Задача выйти в ФНЛ была для клуба амбициозной, мы стали первыми уверенно – с отрывом в 15 очков, – рассказывает Дзуцев в интервью «Ведомости. Спорту». – Тогда для второго дивизиона инфраструктура была на нужном уровне, проблемы начались уже в ФНЛ. Когда бюджет при выходе на новый уровень должен был подняться, но не поднялся».
Ключевым качеством Федотова Дзуцев называет умение объединить тренерский штаб своей ключевой идеей. «К тому же Владимир Валентинович скрупулезно относится к любому вопросу: тренировочный процесс, взаимоотношения с игроками, выбор футболистов, – говорит он. – Федотов общался с каждым, очень грамотно распределял роли между ассистентами. Строго спрашивал, но все общение было комфортным, позитивным, дружеским – обстановка действительно была семейная».
Уже в Новокузнецке штаб Федотова пробовал внедрять схему в три центральных защитника, которая стала для него основной в клубах более высокого уровня. Дзуцев вспоминает, что это вызывало жаркие дискуссии: в спорах пытались понять, почему возникают проблемы – футболистам сложно воспринимать эту игровую модель или она не работает сама по себе.
Тогда же, рассказывает экс-ассистент Федотова, придумали отправлять одного из специалистов штаба на трибуну, чтобы он смотрел матч с верхней точки и в наушник подсказывал скамейке, какие изменения нужно внести. Позже Федотов использовал этот метод и в других клубах.
Характеризуя Федотова как личность, Дзуцев отмечает его основательность и надежность: «К любому делу он подходит со своим взглядом и правильным чувством обостренной справедливости. И очень не любит проигрывать, даже в мелочах. Однажды на сборе в Турции мы штабом пошли играть в мини-гольф, Владимиру Валентиновичу точно ударить помешал камушек – мы после этого чуть не получили клюшкой для гольфа, – смеется Константин. – Федотов доказывал, что нужно убрать камень и переиграть, мы были другого мнения».
Обязательное развитие
«Сочи» Федотова за два полных сезона прогрессировал почти по всем ключевым показателям: и в эффективности, и в зрелищности. Хотя летом 2021 г. потерял главного центрального нападающего Антона Заболотного (перешел в ЦСКА, теперь снова работает с Федотовым) и еще нескольких основных игроков.
На их место быстро встроили новичков: форвард Матео Кассьерра, подписанный в августе 2021 г., не только принес много пользы и стал лучшим бомбардиром сезона в РПЛ по голам с игры (14 мячей), но и наверняка скоро станет примером выгодной перепродажи. 25-летнего колумбийца покупали у португальского «Белененсеша» за 1,2 млн евро, теперь его рыночная стоимость на Transfermarkt – 4,5 млн, игрок вот-вот перейдет в «Зенит», близость переговоров к завершению подтверждали все стороны.
Подобные примеры прогресса футболистов у Федотова случались и в «Оренбурге»: там раскрылись защитник Сергей Терехов, который затем перебрался в «Сочи» и стал игроком сборной России, и полузащитник Алексей Сутормин – теперь трехкратный чемпион страны в составе «Зенита», выходивший за национальную команду даже капитаном.
При переходе в ЦСКА рассудительный Федотов в одном из первых интервью напомнил, что при президенте Евгении Гинере два тренера – Валерий Газзаев и Леонид Слуцкий работали в клубе долго и успешно. Эти примеры в том числе и мотивировали его принять предложение.
Федотов воспринимает назначение в ЦСКА как шаг вперед, который невозможно было не сделать.