«Милан» теперь принадлежит американцам. Какими еще клубами из ведущих лиг владеют граждане США

    Покорили английский футбол и начинают инвестировать в итальянский
    Тодд Боэли — глава консорциума, который с мая владеет «Челси» /EPA

    1 июня «Милан», который в минувшем сезоне впервые за 11 лет выиграл чемпионат Италии, объявил о смене владельца. Американская инвестиционная компания RedBird Capital Partners достигла соглашения о покупке клуба с хедж-фондом Elliott Management. Сумма сделки составила 1,2 млрд евро. Elliott получил контроль над клубом в 2018 г. после того, как китайский бизнесмен Ли Юнхун не смог погасить задолженность в размере 32 млн евро перед фондом. В Elliott не скрывали, что как только поправят финансовое положение «Милана», расстанутся с командой. За два последних года клуб, действительно, удалось оздоровить — убытки сократились вдвое (с 195 до 96 млн евро), а доходы выросли (с 172 до 241 млн евро), так что вопрос о продаже решился быстро.

    «Милан» стал вторым европейским топ-клубом, перешедшим под контроль бизнесменов из США за последние две недели. За несколько дней до завершения сделки по миланцам консорциум во главе с американским бизнесменом Тоддом Боэли официально купил «Челси». «Ведомости. Спорт» рассказывает, какими еще клубами из топ-5 ведущих европейских чемпионатов владеют инвесторы с паспортом Соединенных Штатов.

    Английская премьер-лига

    «Манчестер Юнайтед» — семья Глейзеров. Глейзеры купили «МЮ» в 2005 г., тогда за клуб пришлось заплатить 790 млн фунтов. Американцы занимаются разными видами бизнеса, главным из них являются сделки с недвижимостью. Состояние семьи оценивается в $4,7 млрд. С самого начала у Глейзеров сложились напряженные отношения с фанатами. Одной из причин стал рост цен на билеты. После попытки создания Суперлиги в 2021 г. («МЮ» был одним из учредителей) болельщики потребовали у Глейзеров продать клуб. Американцы пошли на уступку — отказались от части акций, теперь им принадлежит около 69% команды.

    «Арсенал» — Стэн Кронке. Кронке женат на дочери основателя Walmart Энн Уолтон. Его компания строит многоквартирные дома и торговые центры вокруг супермаркетов этой сети. Forbes оценивает состояние Кронке в $10,7 млрд. Акции «Арсенала» бизнесмен скупал в течение 10 лет: в 2007 г. Кронке владел пакетом из 12%, в 2018 г. нарастил долю до 67%. После чего приобрел крупный пакет на 30% у российского бизнесмена Алишера Усманова. По информации Financial Times, сделка была закрыта за $712 млн. Также 74-летний Кронке владеет командами из НХЛ («Колорадо Эвеланш»), НБА («Денвер Наггетс»), МЛС («Колорадо Рэпидз») и имеет долю в клубе НФЛ «Лос-Анджелес Рэмс».

    «Ливерпуль» — Fenway Sports Group. Этой инвестиционной компанией руководят 72-летние Джон Генри и Том Вернер. Помимо «Ливерпуля», Fenway Sports Group принадлежит бейсбольный клуб «Бостон Ред Сокс», хоккейный клуб «Питтсбург Пингвинз», команда гоночной серии NASCAR Roush Fenway Racing, а также телевизионная сеть New England Sports Network. Предприниматели купили «Ливерпуль» в 2010 г. за 300 млн фунтов у своих соотечественников Тома Хикса и Джорджа Джиллетта-младшего. Основным бизнесом Генри (состояние — $3,6 млрд) являются инвестиции, Вернер ($1,6 млрд) занимается ТВ-продюсированием.

    «Челси» — консорциум во главе с Тоддом Боэли. В консорциум, который возглавляет 48-летний Боэли входят 86-летний медицинский магнат из Швейцарии Хансйорг Висс, инвестиционная компания Clearlake Capital, а также 62-летний американский топ-менеджер Марк Уолтер, который руководит инвестиционным гигантом Guggenheim Partners. Сделка по покупке «Челси» у Романа Абрамовича была официально закрыта 26 мая, консорциум заплатил за лондонский клуб примерно $5,2 млрд. Примечательно, что Боэли уже выходил на Абрамовича с предложением купить «Челси» в 2019 г., но получил отказ. Предприниматель руководит инвестиционной компанией Eldridge Industries, Forbes оценивает его состояние в $4,5 млрд. Одним из активов Боэли является бейсбольная команда «Лос-Анджелес Доджерс».

    «Кристал Пэлас» — Дэвид Блитцер. 52-летний инвестор также собрал целую спортивную империю, в разных долях он владеет немецким «Аугсбургом», голландским «Ден Хаагом», бельгийским «Васланд-Бевереном», командой МЛС «Реал Солт-Лейк», хоккейным «Нью-Джерси Дэвилз», баскетбольной «Филадельфией Севенти Сиксерс», а также киберспортивной командой Dignitas. 10 лет Блитцер жил в Лондоне, там и полюбил английский футбол. В 2015 г. глава Blackstone Inc. купил «Кристал Пэлас» вместе со своим деловым партнером Джоном Харрисом за $75 млн. Вот уже 10 лет клуб уверенно держится в середняках АПЛ.

    «Фулхэм» — Шахид Хан. У владельца одной из крупнейших в мире компаний по производству комплектующих для автомобилей Flex-N-Gate пакистанские корни. 71-летнего Хана часто называют лицом американской мечты — он перебрался в незнакомую страну в 16 лет, работал мойщиком посуды, после чего выучился в университете и построил бизнес по ремонту автомобилей. Эксцентричный предприниматель с закрученными кверху усами приобрел «Фулхэм» в 2013 г. за сумму около 150-200 млн фунтов. С тех пор лондонский клуб успел несколько раз вылететь из премьер-лиги. По итогам минувшего сезона команда вновь получила право выступить в высшем дивизионе. Помимо «Фулхэма», Хану, чье состояние равняется $7,7 млрд, принадлежит клуб «Джэксонвилл Джагуарс» из НФЛ.

    Итальянская Серия А

    «Рома» — Дэн Фридкин. В 2011 г. «Рома» стала первой командой Серии А с иностранными владельцами. Тогда 67% акций клуба за $100 млн приобрела группа американских инвесторов во главе c Томасом Ди Бенедетто и Джеймсом Палоттой. Летом 2020 г. римский клуб за $420 млн. купил Дэн Фридкин — владелец Gulf States Toyota, независимого дистрибьютора автомобилей в США. Бизнес-интересы Фридкина не ограничиваются только автомобилями — он руководит сетью курортов Auberge Resorts Collection, а также является соучредителем компании Imperative Entertainment, которая финансирует производство кино, сериалов и ТВ-шоу. В портфолио бизнесмена с состоянием $4,3 млрд даже есть эпизодическая роль в фильме Кристофера Нолана «Дюнкерк».

    «Фиорентина — Рокко Коммиссо. 72-летний руководитель медиахолдинга Mediacom является самым состоятельным владельцем клуба Серии А, на его счетах $5,2 млрд. До 12 лет Коммиссо жил в Италии, но затем перебрался в США, где окончил бизнес-школу и сделал карьеру в банковской сфере, а затем занялся созданием медиаресурсов. В 2019 г. предприниматель купил за 150 млн евро «Фиорентину», признавшись, что хотел бы однажды вернуть флорентийцев на верхние позиции в Серии А. Минувший сезон получился для «Фиорентины» лучшим за последние годы — команда заняла седьмое место и получила право выступить в Лиге конференций. При этом отношения Коммиссо с болельщиками пока складываются сложно — его критикуют за недостаточные инвестиции в клуб.

    «Специя» — Роберт Платек. Вот уже два сезона «Специя» выступает в Серии А — до этого команда ни разу не добиралась так высоко. Летом прошлого года за $22 млн клуб приобрел банкир с польскими корнями Роберт Платек. Одной из целей на ближайшее будущее, по словам инвестора, станет строительство для команды нового стадиона. Нынешная арена «Альберто Пикко» была открыта в 1919 г. и вмещает лишь 11 500 зрителей.

    «Милан» — RedBird Capital Partners. «Милан» теперь связан с «Ливерпулем», поскольку новый владелец команды — компания RedBird Capital Partners — является инвестором Fenway Sports Group. Известно, что на покупку «Милана» также претендовала корпорация Investcorp из Бахрейна, которая готова была заплатить 1,1 млрд евро. RedBird увеличил эту сумму до 1,2 млрд и пообещал вложить еще 500 млн евро в строительство нового стадиона. RedBird Capital Partners и его глава Джерри Кардинале управляют активами на сумму порядка $6 млрд.

    Французская Лига 1

    «Тулуза» — RedBird Capital Partners. Новому владельцу «Милана» принадлежит и контрольный пакет акций «Тулузы». За последние 20 лет эта команда успела дважды победить в Лиге 2, а также взять бронзовые медали элитного дивизиона и поиграть в Лиге чемпионов. RedBird Capital Partners владеет «Тулузой» с лета 2020 г. Примечательно, что после покупки клуба американцы поменяли менеджмент в команде, назначив президентом бывшего спортивного директора «Ливерпуля» и «Тоттенхэма» Дамьена Комолли. По итогам минувшего сезона «Тулуза» завоевала путевку в Лигу 1 и будет пробовать вернуть себе прежние позиции в главном дивизионе французского футбола.

    «Марсель» — Фрэнк Маккорт. В августе 2016 г. французская предпринимательница русского происхождения Маргарита Луи-Дрейфус продала контрольный пакет акций клуба американскому бизнесмену Фрэнку Маккорту. По данным L'Equipe, сумма сделки составила 45 млн евро. Основным бизнесом Маккорта является коммерческая недвижимость. C 2004 по 2012 гг. он владел бейсбольным клубом «Лос-Анджелес Доджерс». В первом интервью после покупки «Марселя» Маккорт заявил, что хотел бы в будущем навязать конкуренцию ПСЖ. За шесть лет американец инвестировал в команду 400 млн евро — речь о борьбе за титул пока не заходит, но клуб успешно держится в топ-3 чемпионата.

    Испанская Ла Лига

    Несколько клубов Примеры до сих пор обходятся без крупных инвесторов и принадлежат десяткам тысяч сосьос — болельщикам с членским билетом. Среди таких команд «Реал» и «Барселона». Однако в последние годы иностранные бизнесмены все активнее проявляют интерес к клубам Ла Лиги — к примеру, «Валенсией» владеет сингапурец Питер Лим, а «Эльче» принадлежит аргентинцу Кристиану Брагарнику. Есть среди руководителей клубов чемпионата Испании и один американец.

    «Мальорка» — Роберт Сарвер. Банкир и соучредитель девелоперской компании Southwest Value Partners Роберт Сарвер купил «Мальорку» в 2016 г. При этом в спортивном мире он более известен как владелец клуба НБА «Финикс Санз» — Сарвер приобрел команду в 2004 г. за рекордные на тот момент $401 млн. В прошлом году «Финикс» в третий раз в истории пробился в финал НБА, где опять уступил. У «Мальорки» дела обстоят похуже — в последние годы коллектив перемещается между первым и вторым дивизионами. В прошлом сезоне клуб с известного курортного острова остался в Примере, заняв 16-е место.

    Немецкая Бундеслига

    В Германии действует правило «50+1», по которому контрольный пакет акций должен оставаться в собственности зарегистрированных членов клуба, то есть болельщиков. Такая схема отпугивает иностранных инвесторов, в том числе американцев. Однако некоторые зарубежные предприниматели все же находят лазейки — к примеру, «РБ Лейпцигом» владеет австрийский производитель энергетических напитков Red Bull. В то время как другими клубами Бундеслиги управляют тысячи и десятки тысяч болельщиков, в «Лейпциге», основанном в 2009 г., насчитывается всего 17 членов клуба, и все они работают на компанию Red Bull.