Шум года. Допинг-кейс Камилы Валиевой не теряет актуальность

    В деле не могут разобраться почти год
    Камила Валиева сдала положительную допинг-пробу за месяц с небольшим до старта Олимпийских игр в Пекине
    Камила Валиева сдала положительную допинг-пробу за месяц с небольшим до старта Олимпийских игр в Пекине /HOW HWEE YOUNG / TASS

    Последний раз на зимних Олимпиадах слова «допинг» и «Россия» не встречались в одном предложении 25 лет назад, в Нагано. А дальше – бесконечная череда скандалов и обвинений. В Солт-Лейк-Сити сразу пять медалей (два золота и три серебра) и право на эстафету потеряли лыжницы. Статус главных обвиняемых достался Ларисе Лазутиной и Ольге Даниловой, под подозрением была и Юлия Чепалова. Все – безусловные звезды своего поколения. В Турине и Ванкувере отличились биатлонисты. Страсти по Сочи-2014 не утихают до сих пор, а список медалистов обновляется буквально в онлайн-режиме. 

    В Пхенчхане все переживали из-за мельдония в пробе керлингиста Александра Крушельницкого (остался без олимпийской бронзы) и триметазидина у бобслеистки Надежды Сергеевой. Сергеева в итоге смогла доказать в Спортивном арбитражном суде (CAS), что не знала о приеме запрещенного вещества. Триметазидин входил в состав «Метионина», который пила спортсменка (его назначают при заболеваниях печени или белковой недостаточности), но не был указан на упаковке. Дело россиянки закрыли осенью 2018 г., и в новом сезоне она уже могла выступать без ограничений.

    Тот же триметазидин сделал главной обвиняемой в очередном допинг-преступлении фигуристку Камилу Валиеву. Новость о том, что в ее пробе обнаружились остатки запрещенного вещества, взорвала олимпийский Пекин. Злосчастный тест Валиева сдала еще 25 декабря 2021 г. на чемпионате России, но его результаты стали известны только в феврале. К тому моменту российские фигуристы уже были готовы праздновать убедительную победу в командном турнире Игр.  

    За отбор пробы отвечало Российское антидопинговое агентство (РУСАДА). Ее исследованием занималась аккредитованная WADA лаборатория в Стокгольме. В соответствии с Международным стандартом по тестированию и расследованиям на изучение пробы дается в среднем 21 день с того момента, как она поступает в лабораторию. Нарушение сроков в Швеции объяснили карантином из-за вспышки коронавируса.  

    МОК и WADA сразу же настаивали на отстранении россиянки. Но выездная панель CAS допустила Камилу до личных соревнований. Стрессы и переживания, естественно, сказались на качестве прокатов. Валиева, которая перед поездкой в Пекин считалась главным фаворитом турнира, сорвала произвольную программу и стала только четвертой. Правда, эти результаты, как и результаты командного турнира, до сих пор остаются предварительными.

    После возвращения из Пекина про допинг-кейс Валиевой вспоминали примерно раз в месяц. Громко обсуждали версию о том, что триметазидин попал в организм Камилы из-за дедушки, критиковали тренерский штаб Тутберидзе за попытки дистанцироваться от этой истории, изучали биографию врача Филиппа Шведского, который работал с фигуристами, несмотря на солидный список допинг-подозрений в резюме.     

    Все это время свое расследование проводило РУСАДА. В закрытом режиме. При любом удобном случае руководитель агентства Вероника Логинова напоминала – Валиева как любая несовершеннолетняя спортсменка является «защищенным лицом». В середине сентября она же сообщила, что расследование завершено, но вердикт по делу так и не объявили. Если верить релизам CAS, его все еще нет в принципе.    

    В Пекине, уже после того как разгорелся допинг-скандал, Валиева смогла собраться и лидировала после короткой программы, но по итогам произвольной откатилась на четвертое место
    В Пекине, уже после того как разгорелся допинг-скандал, Валиева смогла собраться и лидировала после короткой программы, но по итогам произвольной откатилась на четвертое место /Tomasz Markowski / TASS

    Вообще фамилия Валиевой должна была быть засекречена с февраля. Но прямо на Олимпиаде произошла утечка в медиа, а затем с официальным заявлением выступило Международное агентство допинг-тестирования (ITA). Из-за «повышенного общественного интереса» оно подтвердило, что допинг-дело касается именно Камилы.

    Сама спортсменка почти ничего не говорила о том, что пережила в Пекине, зато подготовила к новому сезону очень красноречивую произвольную программу. Она начинается с нарезки новостей, а в финале Камила надвигает на глаза запомнившийся по олимпийской микст-зоне черный капюшон. С этой программой Валиева выиграла два этапа Гран-при осенью и стала второй на декабрьском чемпионате России. 

    При этом в середине ноября стало известно, что Всемирное антидопинговое агентство устало ждать результаты расследования от российской стороны и обратилось в CAS. Теперь дело будут рассматривать там. Требования WADA – четыре года дисквалификации и аннулирование всех результатов с момента нарушения. Кроме названных чуть выше наград текущего сезона, это еще три золота, включая то, что случилось на командном турнире в Пекине. 

    С учетом всех организационных сложностей слушания в Спортивном арбитражном суде вряд ли состоятся раньше весны 2023 г. Здесь нет точных дедлайнов, но сохранить вердикт втайне не получится – CAS публикует резолютивную часть на своем сайте. И статус «защищенного лица» в этом случае вряд ли пригодится.