НБА заработала на спонсорах $1,66 млрд за сезон. Успешнее в США только НФЛ
Доходы баскетболистам приносят технологические компании и банкиДоходы Национальной баскетбольной ассоциации (НБА) от спонсорских соглашений в сезоне 2022/23 составили рекордные $1,66 млрд. Об этом говорится в отчете консалтинговой компании IEG, ведущей деятельность в области спортивного спонсорства. При расчетах учитывались сделки с участием самой лиги и всех 30 команд, а также приобретение прав на название арен. Всего было заключено почти 1500 таких контрактов.
Сделки со спонсорами в НБА стабильно превышают $1 млрд начиная с сезона 2017/18. Тогда они составили $1,12 млрд. В сезоне 2018/19 на таких соглашениях удалось заработать почти $1,3 млрд, в сезоне 2019/20 – $1,39 млрд, в сезоне 2020/21 – $1,46 млрд, а год назад – $1,6 млрд. На этот раз темпы роста немного замедлились. Во многом сказался крах криптобиржи FTX, которая имела соглашения с клубами «Голден Стейт Уорриорз» и «Вашингтон Уизардс», а также владела правами на название арены «Майами Хит». Из-за банкротства FTX все спонсорские контракты пришлось разорвать по ходу сезона. Специалисты IEG оценили годовые потери НБА в этом сегменте в $20 млн.
Наибольшую спонсорскую активность проявили производитель безалкогольных напитков Coca-Cola, автомобилестроительная корпорация Toyota, блокчейн-платформа Socios.com и телекоммуникационная компания Verizon. Каждый из этих спонсоров заключил более 20 сделок.
В целом больше всего соглашений в НБА заключили представители технологического сектора и телекоммуникационных компаний, а также криптовалютные организации и крупнейшие банки. В этом отношении выделяются производитель электроники и бытовой техники Hisense, биржа Crypto.com и банк JP Morgan.
Так, в ноябре 2021 г. было объявлено, что Crypto.com заплатила более $700 млн по 20-летней сделке о правах на название арены, известной ранее как «Стейплс Центр» – на ней выступают «Лос-Анджелес Лейкерс» и «Лос-Анджелес Клипперс», а также хоккейный клуб «Лос-Анджелес Кингз». Банку JP Morgan принадлежат права на название арены «Чейз Центр» в Сан-Франциско – на ней с 2019 г. выступает «Голден Стейт Уорриорз». Сделка оценивается в $15–20 млн в год.
Среди всех североамериканских спортивных лиг больше всего доходов от спонсорских сделок генерирует Национальная футбольная лига (НФЛ) – чемпионат по американскому футболу. В исследовании IEG доходы НФЛ от спонсоров в 2022 г. были оценены в $1,88 млрд. Эта сумма могла быть и больше, если бы НФЛ были разрешены сделки с криптобиржами. Главные игроки на рынке спонсорства в НФЛ – технологические, букмекерские и пивоваренные компании.
В майском исследовании консалтингового бюро SponsorUnited отмечались ключевые факторы привлекательности НБА для спонсоров. Один из таких факторов – желание лиги развиваться за пределами Северной Америки. Только в прошедшем сезоне НБА открыла 37 магазинов с атрибутикой в 12 странах мира. В частности, фан-шопы теперь есть в Париже, Берлине, Мельбурне, Йоханнесбурге, Абу-Даби и Маниле. По данным Bloomberg, товары, продаваемые за границей, приносят 30% от общего объема доходов лиги от мерчандайзинга.
Еще одним фактором является стабильно высокая популярность баскетбольного контента. На всех цифровых платформах (в том числе в соцсетях) ролики, связанные с регулярным чемпионатом НБА 2022/23, собрали 32 млрд просмотров, что на 10% больше, чем за аналогичный период прошлого сезона.
Наконец, на популярность среди спонсоров влияет репутация НБА как одной из самых технологичных лиг в мире. В 2018 г. НБА запустила сервис дополненной реальности в своем приложении NBA AR. Он позволяет наблюдать за предматчевыми разминками игроков и открывает доступ к специальным визиткам баскетболистов. Летом 2022 г. НБА объявила о запуске метавселенной вместе с компанией Niantic.
Сезон НБА 2023/24 стартует в ночь на 25 октября по московскому времени. Титул будет защищать «Денвер Наггетс». В июне команда обыграла в финальной серии «Майами Хит» и стала чемпионом впервые в истории.