Гонки NASCAR переходят в виртуальную реальность. По ТВ за ними уже следят более 3 млн человек
VR-технологии опробуют в плей-офф серииНациональная ассоциация гонок серийных автомобилей (NASCAR) подтвердила, что будет сотрудничать с корпорацией Meta* (признана экстремистской и запрещена в РФ), чтобы привнести реалистичный гоночный опыт в гарнитуры виртуальной реальности (VR) Meta Quest 2 и Meta Horizon Worlds.
Обладатели Meta Quest 2 уже сейчас могут посмотреть в тестовом режиме 45-минутный обзор гонки NASCAR Сup Series в Техасе. Позже будут доступны и другие заезды. Контент загружается в специальное приложение и хранится в нем в течение 48 часов после каждого старта. Пользователи смогут увидеть гонки с восьми динамичных ракурсов, что особенно актуально в разгар плей-офф, где идет напряженная борьба за каждый участок гоночного трека. Всего в плей-офф в этом сезоне осталось провести пять гонок. Ближайший старт – 8 октября в Шарлотте.
Meta запустила возможность смотреть спортивные трансляции на устройствах Quest в партнерстве с приложением XTADIUM в 2022 г. Оно предлагает зрителям 180-градусную виртуальную реальность с качеством видео до 8K. Чтобы ничего не пропустить, пользователи могут ставить игру (или трансляцию) на паузу, а также приглашать присоединиться к просмотру/управлению друзей.
Nascar идет по стопам промоушена Ultimate Fighting Championship (UFC), который летом 2023 г. увеличил количество боев (с 5 до 20), которые транслируются в том числе в метавселенной. Опыт UFC в этом направлении, кстати, довольно успешен. В блогах промоушена в соцсетях сообщалось, что в августе через VR-гарнитуры в режиме онлайн поединки смотрели 10-15 человек, а в сентябре их число выросло уже до 35 человек. Причем все пользователи нового продукта вели себя довольно активно, обязательно оставляя в соцсетях мнение по поводу качества трансляции того или иного боя.
«Мы всегда ищем способы экспериментировать с новыми технологиями, чтобы создать уникальный и привлекательный контент для наших поклонников, – отметил глава департамента высоких технологий NASCAR Митч Расмуссен. – Смешанная реальность представляет собой захватывающий для болельщиков опыт общения с любимым видом спорта. Поэтому мы рады поработать с Meta, чтобы самые смелые мечты наших поклонников по части показа гонок воплотились в жизнь».
Расмуссен подчеркнул, что если опыт окажется удачным, то с Meta в будущем можно будет вести «переговоры о глобальных миллионных сделках». Какого рода сделки имеются в виду, Расмуссен не уточнил. По данным аналитической и консалтинговой британской компании GlobalData, в 2023 г. спонсорский портфель NASCAR оценивается в $425 млн. Всего на начало года было заключено 58 спонсорских сделок, включая самую крупную – на $26,2 млн в год с американским производителем нефтепродуктов Sunoco, официальным поставщиком топлива для серии. На втором месте в портфеле значится контракт с фирмой по изготовлению шин Goodyear Tire & Rubber – на $25 млн. Третью позицию занимает соглашение с телекоммуникационной компанией Xfinity ($15 млн).
В отчете GlobalData подчеркивается, что 95% спонсоров NASCAR сосредоточены в США, в основном они стали работать с гоночной серией после всемирного экономического кризиса в 2008 г., когда интерес к спорту в Америке начал постепенно восстанавливаться.
По оценкам GlobalData, в 2022 г. за одной гонкой NASCAR в среднем следило порядка 3,7 млн зрителей против 3,4 млн в 2021 г. Сейчас ведутся переговоры с главными вещателями – компаниями Fox и NBC Sports по новому договору (действующий истекает в конце 2024 г.). Команды хотят получать за счет телеправ $16-18 млн ежегодно, в то время как по нынешнему телеконтракту они имеют всего $8-10 млн.
Растет и количество зрителей на трибунах. И хотя NASCAR с 2014 г. не публикует данные о посещаемости, в конце 2022 г. исполнительный вице-президент гоночной серии Дэрил Вулф заявил, что посещаемость в сравнении с допандемийным сезоном 2019 г. увеличилась в два раза. Что касается востребованности в социальных сетях, то на данный момент у NASCAR всего порядка 11 млн подписчиков. Это гораздо меньше, чем у «Формулы-1» (45 млн), но больше, чем у прямого конкурента – серии IndyCar (2 млн).