Трем командам откажут в присоединении к «Формуле-1». Шанс останется только у «Андретти»

    Международная автомобильная федерация будет вынуждена одобрить заявку американцев
    За последние четыре года средняя стоимость участников «Формулы-1» выросла с $500 млн до $1,88 млрд. Команда «Ред Булл» за это время совершила скачок с $640 млн до $2,6 млрд /IMAGO/Michael Potts

    Международная автомобильная федерация (ФИА) собирается отклонить заявки трех команд, собирающихся присоединиться к «Формуле-1». Как информирует Autosport, отказ получат европейские коллективы «Хайтек» и «Карлин», а также азиатский проект LKY SUNZ.

    По сведениям Autosport, до финальной стадии рассмотрения дойдет лишь заявка американской команды «Андретти», которая собирается выступать в «Формуле-1» при технической поддержке «Кадиллака». Однако гарантий того, что заявка «Андретти» будет одобрена, нет. Отмечается, что решающее слово останется за «Формулой-1».

    В начале сентября на немецком портале Auto Motor und Sport сообщалось, что «Андретти» близка к получению лицензии на выступление в «Формуле-1» уже в 2025 г. Этому способствует Международный спортивный кодекс ФИА – в 2000 г. под давлением Еврокомиссии в нем появилась директива, согласно которой нельзя препятствовать участию команды в чемпионате, если это не угрожает проведению справедливого соревновательного процесса.

    Возможное присоединение 11-й команды к «Формуле-1» вызывает недовольство многих участников чемпионата, не желающих делиться доходами от медиаправ. Например, глава «Мерседес» Тото Вольфф еще в 2022 г. говорил: «Каждая желающая присоединиться команда должна доказать, что с ее появлением популярность чемпионата вырастет, а с этим увеличится и общий доход. Иначе нам придется делить те же деньги на большее число участников».

    По условиям Договора согласия, подписанного всеми командами «Формулы-1», любой новый коллектив, намеревающийся участвовать в чемпионате, должен совершить взнос в размере $200 млн. Эти средства необходимы для того, чтобы «Формула-1» удостоверилась в состоятельности подавшей заявку компании. При этом сумму распределят между всеми коллективами серии в качестве компенсации за необходимость делить призовые между 11 участниками вместо 10.

    Все последние месяцы обсуждается возможность редактирования Договора согласия и увеличения вступительного взноса. Это аргументируется существенным ростом стоимости команд за последние годы. В частности, по подсчетам Forbes, за последние четыре года средняя стоимость команд чемпионата выросла с $500 млн до $1,88 млрд. В настоящее время сразу семь из 10 команд «Формулы-1» стоят дороже $1 млрд.

    С учетом финансового роста, есть вероятность повышения вступительного взноса для новых участников до $600 млн. И это еще не предел. В частности, на прошлой неделе исполнительный директор «Макларен» Зак Браун предположил, что взнос команды-новичка мог бы составить $700 млн. «Скажем, $700 млн, и я получу $70 млн, – цитировали Брауна на formel1.de. – По моим расчетам, 11-я команда размоет призовые на $10 млн в год. Это означает, что с $70 миллионами я ничего не потеряю в течение семи лет». Также Браун настаивал на том, что увеличение взноса для новых участников приведет к дальнейшему повышению стоимости всех команд «Формулы-1».

    На Auto Motor und Sport также отмечали, что владельцы «Формулы-1» из «Либерти Медиа» могут задействовать рычаг давления на «Андретти» – отказаться включать коллектив в договор согласия и исключить команду из распределения доходов от телеправ. Однако в таком случае «Андретти» будет вправе запретить показывать свои болиды в трансляциях, что приведет к абсурдным ситуациям: по ходу гонок будут демонстрировать черный экран, кроме того, зрители лишатся возможности видеть старты.

    Компромиссом считается ожидание до 2026 г., когда будет подписан новый Договор согласия, по которому вступительный взнос увеличат до $600 млн. Правда, и в этом случае «Формуле-1» придется выдержать давление – владельцам серии укажут на то, что они не выполняют пункт кодекса ФИА о противодействии новым участникам.

    Сбор заявок на вступление новых команд в «Формулу-1» ФИА открыла еще в январе. Заявка Андретти изначально считалась фаворитом. Гоночной структурой управляет бывший гонщик Майкл Андретти – чемпион серии «Индикар» и бывший пилот команды «Формулы-1» «Макларен», сын чемпиона «Формулы-1» Марио Андретти. Коллектив «Андретти» много лет соревнуется в «Индикаре», с 2014-го участвует в «Формуле Е» и считается одной из самых успешных гоночных команд США.

    Среди остальных заявок выделялся проект «Хайтек», которая до весны 2022 г. принадлежала россиянину Дмитрию Мазепину. Его сын Никита выступал за «Хайтек» в «Формуле-3» и «Формуле-2». Теперь же в проект инвестирует богатейший бизнесмен Казахстана Владимир Ким – Forbes оценивает его состояние в $4,6 млрд.

    Кроме того, как утверждается на портале BlackBook Motorsport, команда из Азии LKY SUNZ привлекла $1 млрд поддержки для своей заявки на участие в чемпионате «Королевских гонок». Из этой суммы $600 млн поступили от американского форда Legends Advocates Sports Group. Команда готова ждать до 2026 г. и заплатить в качестве вступительного взноса именно требуемые $600 млн.