Сделка недели: миллиардер из Казахстана вложился в бывшую команду Мазепиных. Его цель – дебют в «Формуле-1»

    «Хайтек» может стать дочерним коллективом «Мерседеса»
    Британская команда «Хайтек» претендует на выступления в НХЛ при поддержке самого богатого человека в Казахстане
    Британская команда «Хайтек» претендует на выступления в НХЛ при поддержке самого богатого человека в Казахстане /Michael Regan – Formula 1/ Formula Motorsport Limited via Getty Images

    Британская гоночная команда «Хайтек» подала заявку на участие в «Формуле-1» с 2026 г. За проектом стоят инвестиции казахского бизнесмена Владимира Кима. Как сообщается в официальном релизе, на прошлой неделе он приобрел 25% акций компании Hitech Global Holdings Limited, которая владеет и управляет коллективом.

    Доставшаяся Киму команда существует с 2002 г. В настоящее время она представлена в младших сериях – «Формуле-2», «Формуле-3» и «Формуле-4», а на ее базе в Сильверстоуне работают более 150 человек. «Хайтек» активно привлекает пилотов-юниоров, участвующих в программах «Ред Булл». В чемпионате «Формулы-2» в 2022 г. коллектив занял пятое место, выиграв четыре гонки.

    В составе «Хайтек» перед дебютом в «Формуле-1» соревновался российский гонщик Никита Мазепин. В 2016 г. он впервые выступил за британский коллектив в «Формуле-3», в 2018 и 2019-м гонял в GP3 и «Формуле-2» за ART, а в 2020-м успешно вернулся в «Хайтек», поднявшийся к тому времени в «Формулу-2». Команда и сам Мазепин (в личном зачете) завершили сезон на четвертом месте. Россиянин набрал 164 очка, что позволило ему получить суперлицензию на выступления в «Формуле-1» и отправиться на повышение в «Хаас».

    Российский бизнесмен Дмитрий Мазепин, отец Никиты, инвестировал в британский проект как раз с 2016 г., постепенно увеличив свою долю до 75%. В 2022-м, после попадания в санкционные списки Великобритании и ЕС, он передал свой пакет генеральному директору компании Hitech Global Holdings Limited Оливеру Оуксу.

    Ким занимает первое место в списке самых богатых людей Казахстана по версии Forbes. Его состояние оценивается в $4,6 млрд. Владимиру принадлежат 63,5% акций KAZ Minerals, а также доли в холдинге «Казахмыс» (70%) и Bank RBK (89,7%). Компании Кима финансировали известных казахстанских спортсменов включая чемпиона мира по боксу Геннадия Головкина, а также теннисистов, выступающих на турнирах ATP и WTA, во главе с прошлогодней чемпионкой Уимблдона Еленой Рыбакиной.

    Информации о совместном бизнесе или личных связях между Кимом и Мазепиным-старшим нет. Правда, в мае на немецком портале Auto Motor Sport сообщалось об отказе «Ред Булл» продать за $800 млн свою дочернюю команду «Альфа Таури» некой неназванной «заинтересованной стороне» из Казахстана. Причины этого решения объяснялись подозрениями в том, что за предложением может стоять Дмитрий Мазепин.

    Как отметили в «Хайтек», заявку на участие в чемпионате мира с сезона-2026 решили подавать после 20-ти месяцев тщательной подготовки на базе в Сильверстоуне. О нюансах подготовки писали на Racingnews365 – именно на этом портале в марте 2023 г. впервые появилась информация о присоединении «Хайтек» к «Формуле-1». Тогда же сообщалось, что британский коллектив может заменить «Астон Мартин» в качестве дочерней команды «Мерседес». По информации авторов, в «Хайтек» на тот момент приступили к работе в бывшей аэродинамической трубе «Мерседеса» в Сильверстоуне.

    Кроме того, журналисты сообщили о назначениях на ключевые посты в проекте. Его возглавил бывший инженер «Феррари» Дэйв Гринвуд, также к «Хайтек» присоединились Марк Смит и Кит Баркли, ранее работавшие в «Ред Булл». Они заняли посты технического директора и главного конструктора.

    Международная автомобильная федерация (FIA) в феврале запустила процесс приема заявок на присоединение к «Формуле-1» в 2025, 2026 или 2027 гг. Главным фаворитом считается совместная заявка американского коллектива «Андретти» и автоконцерна «Кадиллак», принадлежащего корпорации General Motors. Кроме того, еще раньше было подтверждено, что в 2026 г. заводская команда «Заубер» будет выступать под брендом «Ауди» (сейчас она называется «Альфа Ромео»).

    Для утверждения новых заявок потребуется одобрение самой «Формулы-1» и нынешних 10 команд-участниц чемпионата мира. До последнего времени команды выражали сомнения по поводу возможного расширения, поскольку оно напрямую связано с выплатами призовых. В частности, в 2022 г. 10 команд получили более $1 млрд, а с учетом новых участников эту сумму пришлось бы делить на 11 или 12 частей.

    Согласно нынешней бизнес-модели, принятой в 2020 г., за вступление в «Формулу-1» новой команде необходимо заплатить комиссию в размере $200 млн – эта сумма будет разделена между нынешними участниками. Правда, ожидается, что эти цифры вырастут как минимум втрое в соответствии с новым коммерческим соглашением между командами и «Формулой-1», которое должно быть заключено в 2026 г.