Голландские активисты вынуждают «Макларен» сменить ливрею болида. Коллектив рекламирует запрещенную в стране продукцию

    Британцы не собираются отказываться от логотипа табачного бренда
    «Макларен» уже много лет не показывает больших результатов, зато хорош в работе со спонсорами /Zuma\TASS

    Первой гонкой после летних каникул в «Формуле-1» станет Гран-при Нидерландов. 14-й этап сезона-2023 пройдет в следующие выходные на трассе в Зандворте. 

    Обсуждение заезда началось уже на этой неделе. Но причина не в спортивных интригах (Макс Ферстаппен из «Ред Булл» лидирует с огромным отрывом и вряд ли упустит титул), а в ливрее «Макларена».

    На болиде английской команды изображен логотип бренда Velo, принадлежащего компании British American Tobacco – спонсору «Макларена». Под лейблом Velo выпускаются никотиновые паучи – подушечки, пропитанные никотином, в которых полностью отсутствует табак. Такая продукция запрещена к продаже в Нидерландах с апреля 2023-го. 

    Причинами запрета власти называли легкую доступность паучей для несовершеннолетних и быстрое привыкание к ним. Врачи считают, что регулярное использование подобных подушечек ведет к нарушениям в работе центральной нервной, сердечно-сосудистой и эндокринной систем. 

    Как пишет газета De Telegraaf, активисты, среди них Голландский фонд сердца и Голландское онкологическое общество KWF, увидели изображение логотипа Velo на болиде «Макларена» и обратились в комиссию по рекламе с требованием запретить команде использовать ливрею на Гран-при Нидерландов. 

    «Это просто еще раз показывает, как табачная промышленность делает все возможное, чтобы поддерживать зависимость молодых людей от этого отвратительного и смертельно опасного бизнеса», — заявила в пресс-релизе Карла ван Гилс, директор Голландского онкологического общества KWF. – Мы находим странным, что разрешено рекламировать запрещенный продукт».

    Представители «Макларена» отказались выполнять требование, отметив, что в Нидерландах пока не принято четкого законодательства о запрете никотиновых паучей – соответствующий правовой акт только находится в разработке. 

    «Ливрея гоночных автомобилей «Макларен» полностью соответствует нормативным требованиям и стандартам рекламы каждой страны, в которой мы участвуем в гонках», – цитирует портал Motosport представителя команды.  

    О дальнейшем ходе дела пока ничего не известно. Вопрос о возможности использования ливреи с логотипом Velo на болиде «Макларена» во время Гран-при Нидерландов должен решиться в ближайшие дни.

    Как сообщал Sportico, в 2022-м «Макларен» занял четвертое место по объему заработков среди команд «Формулы-1» с показателем в $358 млн. Первая позиция принадлежит «Мерседесу» ($524 млн). 

    По разным оценкам, от спонсорских сделок «Макларен» получает порядка $130-150 млн млн ежегодно. Команда известна большим количеством контрактов на маленькие и средние суммы, взамен она размещает логотипы партнеров на разных частях болида. Например, сейчас на руле гонщиков рекламируются криптобиржа OKX и крупный портовый оператор DP World. British American Tobacco является одним из основных партнеров «Макларена», партнерство с табачной компанией приносит команде $30 млн в год. 

    Несмотря на успехи в работе со спонсорами, «Макларен» давно не добивался спортивных результатов. Последнее чемпионство для команды в 2008-м выиграл британец Льюис Хэмилтон. «Золотой век» «Макларена» приходится на 1980-е – начало 1990-х, когда коллектив завоевал семь титулов усилиями австрийца Ники Лауды, француза Алена Проста и бразильца Айртона Сенны. 

    В текущем сезоне «Макларен» располагается на пятом месте в Кубке конструкторов с 103 очками (лидирует «Ред Булл» с 503 баллами). Гонщики команды – британец Ландо Норрис и австралиец Оскар Пиастри – занимают соответственно 8-е и 11-е места в личном зачете.