Фелипе Масса судится с «Формулой-1». Из-за «Крашгейта» он потерял десятки миллионов евро и титул чемпиона

    Бразильский гонщик встряхнул пыль с дела 15-летней давности
    Фелипе Масса хочет добиться денежной компенсации от «Формулы-1» и Международной автомобильной федерации
    Фелипе Масса хочет добиться денежной компенсации от «Формулы-1» и Международной автомобильной федерации /Zuma / TASS

    Один из самых известных скандалов в истории «Формулы-1» – «Крашгейт» – вновь дал повод вспомнить о себе. На этой неделе адвокаты бразильского гонщика Фелипе Массы официально уведомили Международную автомобильную федерацию (FIA) и руководство «Формулы-1» об обращении в суд по поводу их возможного сговора, помешавшего Массе выиграть титул в 2008 г. 

    Речь идет об инциденте во время Гран-при Сингапура. Пилот команды Renault, соотечественник Массы Нельсон Пике-младший (сын трехкратного чемпиона мира «Формулы-1» Нельсона Пике) попал в аварию и запустил цепочку событий, которые позволили его товарищу по команде Фернандо Алонсо выиграть гонку и лишить Массу очков. 

    Пике потерпел крушение на участке трассы, где очень трудно было быстро убрать мусор, поэтому весь пелотон снизил темп. Преимущество Массы, который до аварии был лидером, нивелировалось. Вместе с другими гонщиками он вынужден был нарезать круги за машиной безопасности. Постепенно подходило время дозаправки, и Масса поехал к боксам. 

    Злоключения Массы начались именно во время пит-стопа: механик слишком рано подал бразильцу зеленый свет, в результате он выехал из боксов вместе с заправочным шлангом. Затем Масса остановился в конце пит-лейн (часть гоночной трассы, где находятся боксы) и ждал, пока механики обслужат его напарника Кими Райкконена, добегут до него и с большим трудом вынут заправочный шланг из машины. Фелипе потерял очень много времени и откатился на последнее место. К финишу Масса пришел только 13-м. Потеря очков в Сингапуре станет для бразильца роковой: в конце сезона британец Льюис Хэмилтон опередит его на одно очко и станет чемпионом.

    В 2009 г. Пике-младший неожиданно признался, что руководство команды приказало ему намеренно попасть в аварию. По его словам, с инициативой выступили босс Renault Флавио Бриаторе и технический директор Пэт Саймондс. «Обычно менеджеры помогают пилотам или хотя бы как-то способствуют их прогрессу, но не в моем случае. Бриаторе оказался настоящим палачом», – сказал Пике. 

    Последующее расследование со стороны Всемирного совета по автоспорту (WMSC) привело к суровым наказаниям для Renault. Было установлено, что авария была преднамеренной. Бриаторе дисквалифицировали на неопределенный срок, а Саймондс получил пятилетний бан. Пике-младший избежал санкций за чистосердечное признание, на время разбирательств ему была гарантирована безопасность. В адрес его напарника, Фернандо Алонсо, обвинений не последовало. 

    По данным Agence France-Presse, в конце 2009 г. санкции в отношении Бриаторе и Саймондса были отменены «из-за нарушений в расследовании». В апреле 2010 г. между Саймондсом, Бриаторе и FIA было достигнуто соглашение, по которому ни один из них не мог работать в спорте до 2013 г. С тех пор Бриаторе пропал с радаров, лишь изредка выступая в прессе в стиле «раньше было лучше». Саймондс с марта 2017 г. работает экспертом на телеканале Sky Sports. Пике-младший с 2009 г. больше не выступал в «Формуле-1», но продолжил свою гоночную карьеру в других сериях, таких как Formula E, NASCAR и IndyCar.

    История постепенно начала забываться, однако в марте 2023 г. издание F1-insider.com опубликовало материал, в котором содержались высказывания британского бизнесмена и экс-президента «Формулы-1» Берни Экклстоуна. Судя по ним, Экклстоун и тогдашний президент FIA Макс Мосли знали о произошедшем, но решили ничего не предпринимать. Экклстоун объяснил свой поступок «желанием спасти спорт от скандала». Он добавил, что общался на эту тему с Пике и тот рассказал ему, что «тогда очень опасался гнева Бриаторе и боялся за свой будущий контракт». В недавнем разговоре с Reuters Экклстоун заявил, что не помнит «давал ли он вообще это интервью».

    Узнав о новых обстоятельствах дела, Масса и его представители решили начать «копать» его заново. В письме перед иском в суд, дубликат которого оказался в распоряжении The Athletic, говорится, что Масса является «жертвой заговора, совершенного лицами на самом высоком уровне «Формулы-1». Заговор стоил ему «существенных финансовых потерь», которые, по оценкам Массы, «превышают десятки миллионов евро» (сейчас, по разным оценкам, капитал бразильца составляет $30 млн). Команда юристов Массы утверждает, что FIA нарушила свои собственные правила, не расследовав в 2008 г. все обстоятельства произошедшего на Гран-при Сингапура. 

    Если от FIA не будет дан «удовлетворительный ответ», Масса «намерен подать в суд, чтобы добиться компенсации за причиненный ему вред, а также признания, что, если бы не незаконные действия, он стал бы чемпионом мира-2008». Также в письме перед иском изложены два требования к ответу руководства FIA и «Формулы-1»: в течение ближайших суток они должны подтвердить получение письма, а за последующие две недели дать «ответ по существу». 

    Адвокаты Массы сообщили, что если в течение 14 дней ответа не последует, они начнут судебные тяжбы «без уведомления противоположной стороны». Почти 15 лет спустя попытки разобраться в одном из крупнейших инцидентов в спорте продолжаются.