Средняя стоимость команд «Формулы-1» за четыре года выросла с $500 млн до $1,88 млрд. Дороже всех оценивается «Феррари»

    Дешевле $1 млрд стоят лишь три команды из десяти
    Стоимость бренда «Феррари», по оценкам Forbes, выросла с $1,35 млрд в 2019 г. до $3,9 млрд в 2023-м
    Стоимость бренда «Феррари», по оценкам Forbes, выросла с $1,35 млрд в 2019 г. до $3,9 млрд в 2023-м /Wikimedia

    Средняя стоимость команды «Формулы-1» по оценкам Forbes составила $1,88 млрд. С момента последней публикации рейтинга в 2019 г. этот показатель вырос на $1,38 млрд.

    Самым дорогим из 10 участников чемпионата мира остается «Феррари». В 2019 г. авторы Forbes оценивали итальянский коллектив в $1,35 млрд, в 2023-м – в $3,9 млрд. Второе место в рейтинге занял «Мерседес», стоимость которого за четыре года выросла с $1,015 млрд до $3,8 млрд. Наконец, «Ред Булл» совершил скачок с $640 млн до $2,6 млрд.

    На данный момент лишь три команды «Формулы-1», по оценкам Forbes, стоят дешевле $1 млрд: это «Альфа Ромео» ($900 млн), «Хаас» ($780 млн) и «Уильямс» ($725 млн). В рейтинге 2019 г. отметку в $1 млрд преодолели только «Феррари» и «Мерседес».

    Доходы команд за год выросли в среднем с $220 млн. до $380 млн. Как отмечают составители рейтинга, на рост экономических показателей повлияло увеличение зрительского интереса. Оно в свою очередь связано с двумя обстоятельствами – популярностью сериала Drive to Survive (с 2019 по 2023 гг. вышло уже пять сезонов) и введением потолка расходов.

    Финансовый регламент приняли в 2021 г. Тогда бюджеты были ограничены на уровне $145 млн, в 2022-м – $140 млн, в 2023-м – $135 млн. Правда, отдельно учитываются выплаты на дополнительные Гран-при (по $1,2 млн за каждый этап) и спринты (по $150 000 за каждый), а также процент инфляции. С учетом этого, на деле, в распоряжении команд в текущем сезоне есть порядка $155 млн.

    «Предельная стоимость положила конец эпохе, когда ведущие конструкторы тратили более $400 млн в год – деньги, которые им было бы трудно возместить, независимо от того, насколько хорошо они выступали на трассе», – отмечают авторы Forbes.

    По сведениям издания, в 2018 г. 10 команд «Формулы-1» в совокупности потеряли почти $200 млн прибыли до вычета процентов, налогов, износа и начисленной амортизации (EBITDA). В этом году, по оценкам Forbes, совокупные заработки участников чемпионата по этому показателю составят порядка $600 млн.

    Кроме того, как утверждает Forbes, теперь командам в среднем требуется всего около $50 млн спонсорского дохода, чтобы покрыть предел расходов. В издании отмечают, что это реалистичная цель, несмотря на разбивку доходов. Для небольших команд спонсорские отчисления формируют до 35% доходов, для грандов – до 60%. Сейчас у большинства команд более 10 рекламных соглашений. Самые незначительные из них оцениваются в несколько сотен тысяч долларов за сезон. Крупнейшие, как в случае партнерства «Мерседес» с малайзийской нефтегазовой государственной компанией Petronas и «Ред Булл» с американским разработчиком программного обеспечения Oracle, достигают $60 млн в год.

    Оставшуюся часть доходов команд «Формулы-1» составляют отчисления от владельца коммерческих прав серии – Liberty Media. Между участниками распределяются 45% доходов, генерируемых чемпионатом. В 2021 г. эта сумма составила $1,07 млрд, а в 2022-м – $1,16 млрд.

    Составители рейтинга также прогнозируют дальнейший экономический рост «Формулы-1». Оптимистичные прогнозы связаны с доходами от телевидения. В частности, если говорить об американском рынке, то по действующему соглашению с Walt Disney (каналы ESPN, ESPN + и ABC) с 2023 по 2025 гг. «Формула-1» будет зарабатывать $83 млн в год – в сравнении с условиями предыдущего соглашения стоимость телевизионных прав выросла в 17 раз.

    По всему миру аудитория «Формулы-1» в 2022 г. составляла в среднем 70 млн зрителей за гонку. Совокупные доходы от телевидения в 2023 г. должны превысить $1 млрд, а к 2029 г., как ожидается, достигнут $1,4 млрд.