Возвращение в Китай, рекордное количество этапов (снова) и субботние гонки. «Формула-1» утвердила календарь на новый сезон
Перестановки в угоду климату и традициям, которые понравятся не всемПока команды соревнуются в Сильверстоуне, «Формула-1» выпустила календарь гонок на сезон-2024. Он стартует 29 февраля, завершится 8 декабря и станет самым длинным в истории гоночной серии. В календаре снова 24 этапа – столько же планировалось в этом сезоне, пока по разным причинам не отменились гонки в Китае и Италии. Какие еще изменения ждут «Ф-1» в следующем году и к чему они могут привести, разбирается «Ведомости. Спорт».
Первый китайский этап за пять лет
В 1990-х власти Китая очень хотели привезти в страну «Формулу-1», но построенная к 1996 г. трасса в Чжухае оказалась несоответствующей стандартам Международной автомобильной федерации (FIA). Поэтому через несколько лет было решено создать новый трек уже в Шанхае. Разработку проекта доверили архитектору большинства новых трасс «Ф-1» Герману Тильке - к тому времени он уже построил трек в Малайзии и переделал несколько старых (например, «Ред Булл Ринг» и «Хоккенхайм»). В создание Shanghai International Circuit было вложено $450 млн. Для сравнения – в это же время под руководством Тильке строили трек в Бахрейне, и он обошелся в 3 раза дешевле – всего лишь в $150 млн.
Гонка в Шанхае появилась в календаре «Формулы-1» в 2004 г. и проводилась 16 раз. Ее популярность росла с каждым годом, и в 2019 г. трасса даже приняла памятную тысячную гонку серии. В следующем, 2020 г., этап был отменен из-за пандемии. И так вышло, что из-за строгих эпидемиологических ограничений про гонки в стране не вспоминали несколько лет. Но, несмотря на это, в конце 2021 г. боссы «Формулы-1» заключили новый контракт с местными организаторами. Он будет актуален минимум до 2025 г.
Вернуться планировали в текущем сезоне, этап даже включали в календарь, но этого не случилось. В официальном заявлении FIA говорилось, что причиной послужили «продолжающиеся трудности после пандемии COVID-19». К 2024 г. с ними обещали разобраться – и вот гонка снова получила место в календаре.
Продвижением Гран-при в Шанхае занимается Juss Sports Development, дочернее предприятие Shanghai Jiushi – крупной китайской государственной компании, которая, например, инвестировала в метро и аэропорт Шанхая. Она же построила сам гоночный трек. Juss Sports занимается не только проведением этапа «Формулы-1» – компания также сотрудничает с мужским теннисным турниром категории ATP Masters и владеет единственной профессиональной баскетбольной командой Китая «Шанхай Шаркс». Согласно RacingNews365, промоутерский взнос за Шанхай составляет $50 млн. Это один из самых внушительных чеков среди всех Гран-при – больше за проведение гонки платят только в Азербайджане ($57 млн), Саудовской Аравии и Катаре (по $55 млн).
Стефано Доменикали, глава «Формулы-1», пару лет назад даже говорил, что они рассматривают вариант появления второй гонки в Китае. «Мы уже знаем о заинтересованности еще одного города», – упоминал он в интервью The Race. Сейчас более одной гонки принимают только Италия (этапы в Монце и Имоле) и США – речь об этапах в Майами, Остине и Лас-Вегасе. Одним из условий было подписание контракта с китайским гонщиком Чжоу. Он проводит второй сезон за команду «Альфа-Ромео Заубер» (8-е место из 10 в Кубке Конструкторов). Но сейчас все понимают: для начала нужно вернуться в Шанхай, а уж потом обсуждать дальнейшие планы.
Новый порядок этапов
Перекомпоновка Гран-при - часть амбициозного плана развития «Формулы-1», в соответствии с которым уже к 2030 г. чемпионат должен добиться углеродной нейтральности. Этапы старались распределить по географическому признаку. Так, гонка в Японии переместилась с конца сентября на начало апреля, посередине между Австралией и Китаем, а Азербайджан переехал как раз на сентябрь. Если раньше он условно открывал европейскую часть сезона, то теперь будет ее закрывать. Практически перед каждым континентальным перелетом заложен перерыв в неделю, чтобы команды успели перевезти все оборудование на новое место. Но вместе с тем появились такие отрезки, где гонки идут друг за другом три недели подряд. И если в текущем сезоне похожих слотов всего два, то в сезоне-2024 их число увеличится до трех.
Гонщики и команды давно жаловались на неудобный порядок этапов. Для них любые переезды, особенно далекие – всегда огромный стресс (и деньги). Например, в прошлом году гонка в Австралии едва не сорвалась из-за задержки судна с контейнерами четырех команд. К тому же на фоне мирового кризиса стоимость обычного трансфера Европа-Азия-Европа подскочила с $900 до $20 000 за один контейнер, а у команд их обычно несколько. В этом году Haas сократила количество мест на командном мостике до 3 человек (для сравнения у «Ред Булл» он рассчитан на семерых). По сообщениям Sky Sports, это поможет сэкономить до $250 тыс на транспортировке за сезон. По некоторым подсчетам, каждая команда тратит около $100 млн в год только на логистику.
Но пока «Формуле-1» не удалось собрать идеальный календарь. Азиатские этапы оказались вновь разнесены на весну и осень – отчасти виновата гонка в Сингапуре, которая пройдет сразу после Гран-при в Баку. После нее команды отправятся в Новый свет, а затем – опять на восток, в Катар и ОАЭ. Помимо этого, споры возникли и вокруг двух североамериканских этапов – европейская серия будет прервана гонкой в Канаде. С ней есть проблема – из-за погодных условий в Монреале даты нельзя перенести ни на более ранние (поближе к Гран-при Майами в начале мая), ни на более поздние. Директор гонки Франсуа Дюмонтьер отмечал, что они не один год обсуждают этот вопрос с «Формулой-1», но не могут прийти к какому-то решению.
Трасса имени Жиля Вильнева при этом - один из важнейших исторических треков, который принял уже 42 гонки серии. Больше – только у трасс в Монако, Монце, Сильверстоуне и Спа. Ежегодно в Монреале платят по $30 млн за право проведения Гран-при. Текущий контракт действует до 2031 г.
Еще больше гонок
Первую попытку провести 24 этапа «Формула-1» планировала предпринять в этом году. Но сначала отменился Китай, потом случилось наводнение в Эмилии-Романье – и этапов осталось 22, как и в прошлом сезоне. Кстати, тогда тоже пытались поставить рекорд и провести 23 этапа, но «Ф-1» отменила российский Гран-при в Сочи.
Текущее количество гонок подвергается серьезной критике со стороны команд и гонщиков. Кристиан Хорнер, глава «Ред Булл», жаловался, что они уже достигли «точки перенасыщения». По его мнению, нынешний график слишком жесткий как для команд, так и для болельщиков, которым нужно приложить серьезные усилия, чтобы целиком посмотреть сезон. Макс Ферстаппен, пилот «Ред Булл», и вовсе пригрозил уходом из «Формулы-1» после окончания контракта в 2028 г., если тенденция на увеличение числа гонок сохранится. «Да, гонки – это здорово, потрясающе, но всему есть предел», – считает двукратный чемпион мира.
Джордж Рассел, пилот «Мерседеса», тоже остался не слишком доволен числом этапов: «С календарем нужно просто смириться». Но отметил, что новый принцип формирования расписания выглядит более удобным и логичным. Свой вариант для оптимизации календаря предложил и пилот «Астон Мартин» Фернандо Алонсо. Он считает, что идеальное число гонок – 18. Алонсо начинал карьеру в 2001 г., когда в календаре как раз было по 16-17 этапов. «Я думаю, что для членов команды 18 – это хорошее число», – говорит испанец. По его словам, большее количество начинает напрягать в первую очередь механиков - если для пилотов команды хотя бы стараются создать комфортные условия, то все остальные работают в режиме нон-стоп.
Гонки по субботам
Традиционно главное событие этапа проходит в воскресенье. Суббота же отводится на квалификацию, если только это не Гран-при со спринтом (в этом сезоне, например, таких шесть). Тогда порядок старта на гонку определяется в пятницу. В этом году первая с 1985 г. субботняя гонка пройдет на новом этапе в Лас-Вегасе. Из 1063 гонок, которые провела «Формула-1», всего 58 проходили в субботу – и основная их часть пришлась на первые годы существования серии. Старт в Лас-Вегасе был перенесен с воскресенья на поздний вечер субботы по местному времени ради европейских болельщиков. В следующем году гонка также пройдет в субботу, но к числу нестандартных этапов добавится еще и Бахрейн с Саудовской Аравией.
Такое решение было принято в связи с началом священного месяца Рамадан в 2024 г. Оно приходится на воскресенье, 10 марта. Второй этап Гран-при Саудовская Аравия примет на день раньше. Из-за этого пришлось подвинуть и стартовый этап – иначе у команд оставалось бы всего шесть дней до следующей гонки, и они не успели бы к ней подготовиться. Ранее появлялась информация, что первым мог стать именно Гран-при Саудовской Аравии, а Бахрейн был бы перенесен на другие даты, но от таких перемен пока отказались.