«Феррари» катится вниз: почему самая титулованная команда «Формулы-1» снова проигрывает
После восьми гонок сезона-2023 прошлогодние вице-чемпионы Кубка конструкторов идут лишь четвертыми«Феррари» 16 раз – больше всех – выигрывала Кубок конструкторов «Формулы-1», но последний титул датирован далеким 2008-м. В 2022 г. итальянская команда была максимально близка к победе – 2-е место после «Ред Булл». Казалось, в «Феррари» сумели адаптироваться к новому техническому регламенту (впервые с 1980-х вернули граунд-эффект, увеличивающий прижимную силу болидов) и финансовым ограничениям (до $144 млн расходов в 2022 г.), но 2023-й команда начала неудачно. После восьми гонок она занимает четвертое место в Кубке конструкторов, а лучший результат – единственный подиум Шарля Леклера в Баку. «Ведомости. Спорт» разбирается, почему «Феррари» снова уступает лидерам.
Кадровые перемены
Результат 2022 г. «Феррари» не устроил. «Вторые – это первые среди проигравших», – заявил в интервью CNBС управляющий директор Бенедетто Винья. И в «Феррари» начались перестановки. В ноябре 2022 г. ушел глава команды Маттиа Бинотто. На его место мечтали заполучить человека с опытом, который мог бы воплотить желания руководства, но главного кандидата сманить не удалось. По сведениям Blick, итальянцы почти договорились с главой «Ред Булл» Кристианом Хорнером, но сделка сорвалась – австрийская команда нашла финансовые аргументы, чтобы удержать своего топ-менеджера.
В итоге «Феррари» возглавил Фредерик Вассер – француз, основавший ART Grand Prix, которая участвует в младших сериях «Формулы». В 2016 г. он руководил «Рено» в «Ф-1», позже – «Заубером», но эти команды не претендовали на лидерство (максимум «Заубера» в Кубке конструкторов – 6-е место). Даже самому опытному руководителю требуется время, чтобы разобраться во внутренних процессах нового проекта, а у Вассера его фактически не было. Он пришел в тот момент, когда в командах кипела разработка болидов на следующий год. При этом Бинотто продолжал бывать в Маранелло, где базируется «Феррари», и после объявления об отставке (официально покинул пост 31 декабря), но вряд ли это помогало делу.
Вслед за Бинотто, в конце февраля, был уволен главный стратег «Феррари» Иньяке Руэда. Именно его посчитали ответственным за несколько неверных решений по ходу гонок, которые лишили команду нескольких потенциальных побед и подиумов.
Например, в Сильверстоуне в 2022-м «Феррари» отказались от двойного пит-стопа и оставили Леклера на трассе со старыми медленными шинами, в то время как всем его соперникам и напарнику по команде Сайнсу поставили свежие и быстрые «софты». В итоге команда упустила возможность сделать дубль и сократить отставание от Макса Ферстаппена и «Ред Булл».
Через две недели после Руэда в отставку отправился и главный специалист по аэродинамике Дэвид Санчес, проработавший в «Феррари» более 10 лет. Именно он руководил отделом концепции шасси для прошлогоднего болида F1-75 и нынешнего SF-23. По сообщениям итальянских медиа, Санчеса заменила команда из трех человек: Диего Тонди, Энрико Кардиле и Фабио Монтекки.
Спортивный директор «Феррари» Лоран Мекис тоже вскоре покинет команду, но по собственному желанию – он возглавит «Альфа-Таури», партнерский проект «Ред Булл». Когда это случится и кто его заменит, пока неизвестно.
Больше конкурентов
Положение «Феррари» осложняется не только многочисленными внутренними перестановками, но и заметным прогрессом соперников. «Мерседес» не слишком уверенно стартовал в сезоне и, по словам Льюиса Хэмилтона, был лишь четвертым по скорости, но смена аэродинамической концепции и возвращение Джеймса Эллисона на роль технического директора помогли улучшить результаты. На этапе Гран-при в Барселоне пилоты «Мерседеса» забрали второе и третье место, оставив Серхио Переса из «Ред Булл» вне подиума.
Кроме того, в число прямых конкурентов к «Мерседесу» и «Ред Булл» внезапно добавилась клиентская команда немецкого автоконцерна – «Астон Мартин» (занимает 3-е место в Кубке конструкторов после восьми гонок). Ее успехи во многом связаны с новыми сотрудниками: британской команде удалось переманить главу отдела аэродинамики «Ред Булл» Дэна Фэллроуза и главного специалиста по той же теме из «Мерседеса» Эрика Бландинга. По сообщениям Motorsport Italia, в конце мая в «Феррари» начали работу два бывших инженера «Ред Булл» – возможно, это исправит ситуацию, но пока к болиду много вопросов.
Новая машина SF-23, замена прошлогодней F1-75, вышла не самой удачной. После проблем с «дельфинированием» (раскачкой на прямых) в 2022 г. Международная федерация автоспорта (FIA) внесла в техрегламент некоторые поправки, связанные с днищем, которые вполне могли повлиять на текущие результаты «Феррари». У SF-23 сразу несколько серьезных проблем. Во-первых, перерасход шин, который не только ухудшает темп, но и не дает пилотам полноценно атаковать во время гонки. Во-вторых, нестабильная задняя часть и непредсказуемость машины в целом. Шарль Леклер в интервью после Гран-при Испании назвал болид «нервным».
Кроме того, «Феррари» зачастую не попадает в нужные настройки в квалификации, лишая пилотов выгодных позиций на стартовой решетке. Плюс у болида есть проблемы с надежностью – на первой гонке 2023 г. в Бахрейне на 41-м круге, когда Шарль Леклер уверенно ехал на третье место, в машине сгорел один из компонентов двигателя. Из-за поломки команда получила штраф за перерасход элементов уже на втором этапе сезона, в Джидде.
Работа на будущее
Неудовлетворительные результаты заставили «Феррари» обновлять болид раньше, чем планировалось. В Майами они привезли обновленное днище и диффузор, на следующем этапе в Имоле планировался уже серьезный апгрейд машины, но из-за отмены этапа его пришлось отложить до Барселоны. Впрочем, единственное, чем итальянская команда смогла пока порадовать болельщиков, так это словами о том, что у новинок есть потенциал в развитии. До подиума ни Карлос Сайнс, ни Шарль Леклер на обновленных болидах не доехали.
Одна из очевидных причин технической пробуксовки «Феррари» – введенное в 2021 г. ограничение расходов. Топ-командам, которые раньше слишком много тратили (в 2019 г. бюджет «Феррари» составил $463 млн) теперь нужно укладываться в лимит – $135 млн в 2023 г. И это непросто. В 2022 г. «Ред Булл» превысил разрешенный бюджет и получил штраф и ограничение время работы в аэротрубе для разработки машины на 2023 г. Во избежание подобных санкций «Феррари» просто прекратили доработку F1-75. Нынешние финансовые условия превращают развитие болида по ходу сезона в серьезный риск – Льюис Хэмилтон говорил, что, например, разработка новой подвески обошлась «Мерседесу» в 2021 г. в $500 000. А руководитель команды Тото Вольф признавался, что «Мерседес» по ходу сезона-2022 не мог облегчить шасси из-за риска не вписаться в сумму, обозначенную FIA.
В этой связи вряд ли стоит ожидать, что неконкурентная на старте сезона SF-23 кардинально изменится. И, похоже, судьба титула-2023 уже решена.
«Ред Булл» в другой лиге», – резюмировал Шарль Леклер после четвертого этапа в Баку. А для итальянской команды на повестке дня – борьба не за чемпионство, а за топ-3 Кубка конструкторов 2023 г. и отработка технических решений для следующего сезона.