Скопировали болид у конкурентов и пригласили опытного чемпиона. «Астон Мартин» считают скрытым фаворитом «Формулы-1»
Миллиардеру из Канады хватило пяти лет, чтобы превратить команду-банкрота в одного из лидеровВ Мельбурне завершилась третья гонка сезона-2023 в «Формуле-1» – Гран-при Австралии. Победу одержал пилот «Ред Булла» Макс Ферстаппен. Голландец выиграл второй этап в нынешнем году и, кажется, намерен продолжить доминирование в «Ф-1» – он брал титулы по итогам двух предыдущих чемпионатов. В последние годы главными конкурентами «Ред Булла» были «Мерседес» и «Феррари». В этом году их место может занять «Астон Мартин». Потенциал британской «конюшни» уже подтверждается результатами – пилот команды Фернандо Алонсо неизменно завершал каждый из трех этапов в тройке призеров. «Ведомости. Спорт» рассказывает, как «Астон Мартин» стремится стать одним из лидеров «королевских гонок».
Щедрый владелец и непривычные бюджеты
«Астон Мартин» дебютировал в «Формуле-1» в 1957-м, но уже спустя три года свернул гоночную программу и надолго ушел из числа участников турнира. В 2010-х автопроизводитель вернулся в «Ф-1» в качестве спонсора «Ред Булла» и производителя моторов для команды «Форс Индиа». Вскоре коллектив индийского бизнесмена Виджая Малльи оказался в глубоком финансовом кризисе. Ситуацией воспользовалась группа инвесторов во главе с миллиардером Лоренсом Строллом, который разбогател на инвестициях в модные бренды Pierre Cardin, Ralph Lauren, Tommy Hilfiger и др.
Стролл закрыл долги, накопленные Малльей, и стал полноправным владельцем «конюшни», переименовав ее в «Рэйсинг Поинт». В апреле 2020-го Стролл купил за 182 млн фунтов 16,7% акций «Астон Мартин» и его назначили новым исполнительным председателем совета директоров британского автопроизводителя. Вскоре «Рэйсинг Поинт» прошла реорганизацию и к 2021-му в «Формуле-1» появилась команда «Астон Мартин». «Как и в случае с любым другим бизнесом, которым я владею, моя цель – побеждать, – заявил Стролл в интервью The New York Times. Миллиардер пообещал вложить в команду до $200 млн.
После прихода канадца штат «Астон Мартин» вырос с 400 сотрудников до 800. Кроме того, коллектив увел ряд именитых инженеров топ-команд. Так, глава отдела аэродинамики «Ред Булл» Дэн Фэллоуз перешел в «Астон Мартин» на должность технического директора. К нему в помощники пригласили главного специалиста «Мерседеса» по аэродинамике Эрика Бландина. Главный конструктор «Альфа Ромео» Лука Фурбатто стал в «Астон Мартин» директором по инжинирингу.
Тем не менее, «конюшне» понадобилась пару лет, чтобы адаптироваться к изменению концепции – из коллектива, считавшего каждый цент, «Астон Мартин» превратился в один из самых богатых проектов чемпионата. «Ты не можешь просто взять кучу людей, вложить много денег и быстро получить в «Формуле-1» какой-то хороший результат. Команда хотела использовать «метод бульдозера», но в «Тойоте» такое тоже не сработало», — отмечал бывший гонщик Ральф Шумахер.
Особенно болезненно изменения воспринимал руководитель «Астон Мартин» Отмар Зафнауэр. С приходом новой команды инженеров его функции начали размываться. Американец не смог свыкнуться с тем, что Стролл лично контролирует все процессы и присутствует на каждом собрании. В итоге Зафнауэр изрек многозначительное: «В католической церкви есть лишь один папа. А когда у вас два папы, это просто неправильно», после чего ушел из «конюшни» и возглавил «Альпин».
Новый болид и приглашение суперзвезды
«Астон Мартин» переманил топ-инженеров не просто из желания обескровить конкурентов – команде, действительно, нужна была помощь с болидом. Прежняя машина была неконкурентноспособна – слишком сильно страдала от дельфинирования, раскачивающего ее на прямых. Приходилось увеличивать клиренс и тем самым уводить болид из тех рабочих характеристик, в рамках которых он проектировался. В итоге это сильно било по скоростным возможностям. Бывший технический директор команды Энди Грин признавался, что из-за несовершенства настроек команда теряет три четверти секунды каждую гонку.
Фэллоузу и его помощникам удалось значительно улучшить болид, соединив все лучшее, что есть у «Ред Булла», «Феррари» и «Мерседеса». Спортивный консультант австрийской «конюшни» Хельмут Марко даже обвинил Фэллоуза в том, что он практически полностью скопировал машину: «Да, Фэллоуз не мог стереть из головы свои знания, но можно ли все скопировать так детально без документации нашей машины? На подиуме в Бахрейне было три «Ред Булл», просто один – с другим мотором». Против обвинений Марко выступил Фернандо Алонсо, заявивший, что болид «Астон Мартин» еще недоделан и по ходу сезона поменяется на две трети.
Сыграло на руку «Астон Мартин» и повышение бюджетного лимита в «Формуле-1» на нынешний сезон – со 140 до 144 млн евро. Благодаря этому команда смогла удержать всех ведущих специалистов. В прошлом сезоне было много разговоров о том, укладывается ли «Астон Мартин» в потолок. СМИ даже писали, что «конюшню» могут оштрафовать на $7,5 млн за превышение лимита. Но в итоге «Астон Мартин» заплатил лишь $450 000 за процедурное нарушение финансового регламента – команда неверно оформила некоторые отчеты по расходам.
Несмотря на огромные вложения, пиара «Астон Мартин» не хватало. И руководство решило подписать на замену ушедшему на пенсию Себастьяну Феттелю Фернандо Алонсо – одного из самых известных и опытных гонщиков мира. С первых же дней в «конюшне» отметили нацеленность 41-летнего испанца на результат и его умение мотивировать всю команду. Три подиума в первых трех гонках подтверждают – подписание Алонсо было правильным. Кроме того, в «Астон Мартин» верят, что двукратный чемпион «Формулы-1» поможет прибавить своему напарнику Лэнсу Строллу – сыну владельца.
«Если я могу описать Фернандо лишь одним словом, это будет «вау», — рассказывал глава «Астон Мартин» Майк Крак. – Мы видим позитивное влияние от него в плане обратной связи по машине, в плане постоянного подталкивания нас и самого себя вперед. Конечно, все позитивно и в плане скорости. Так что мы очень довольны».
Фернандо Алонсо призвали помочь «Астон Мартин» выйти на новый уровень. Первые шаги в этом направлении уже сделаны. Понятны и перспективы – к примеру, в следующем году британская «конюшня» должна переехать на новую современную базу вблизи автодрома «Сильверстоун». По составу «Астон Мартин» вполне сопоставим с конкурентами. И даже если в этом сезоне у команды не получится побороться за чемпионство, без сомнения, о своих амбициях она заявит – теперь не только на словах, но и на трассе.