Хэмилтон может лишиться своего первого титула. Бывший босс «Формулы-1» признался, что покрывал нарушителей правил

    Это повлияло на общий зачет
    Льюис Хэмилтон и Фелипе Масса во время Гран-при Бразилии в 2022 г.
    Льюис Хэмилтон и Фелипе Масса во время Гран-при Бразилии в 2022 г. /Zuma/TASS

    В «Формуле-1» разгорается громкий скандал – под вопросом один из чемпионских титулов Льюиса Хэмилтона. При этом сам британец не имеет прямого отношения к делу. Главный сюжет закручивается вокруг бразильца Фелипе Массы из «Феррари» и двух пилотов «Рено» Фернандо Алонсо и Нельсона Пике-младшего. Во время Гран-при Сингапура 2008 г. Нельсиньо организовал аварию и разбил собственный болид так, что его партнер по команде получил стратегическое преимущество и выиграл гонку. 

    двух пилотов «Рено» Фернандо Алонсо и Нельсона Пике-младшего. Во время Гран-при Сингапура 2008 г. Нельсиньо организовал аварию и разбил собственный болид так, что его партнер по команде получил стратегическое преимущество и выиграл гонку. 

    Все случилось на 16-м круге. До этого безоговорочным лидером был как раз Масса. Но, пользуясь моментом после аварии, многие гонщики решили наведаться в боксы на смену резины и дозаправку (тогда она еще не была под запретом). Фелипе не стал исключением. И механики «Феррари» допустили фатальную ошибку – дали сигнал на выезд, не успев убрать заправочный шланг. Масса рванул, надорвал шланг и провел слишком много времени в ожидании, пока его окончательно отсоединят. В гонку бразилец вернулся на 18-й позиции, а финишировал 13-м – за пределами очковой зоны. Этих баллов сильно не хватило в конце сезона. Все решил последний поворот на Гран-при Бразилии. Льюис Хэмилтон обошел там Тимо Глока, а в общем зачете «Формулы-1» – Фелипе Массу. Всего на один балл. 

    Конспирологические теории о том, что авария в Сингапуре была подстроена, появились в то же межсезонье. А уже в начале 2009 г. очень многими воспринимались всерьез. В середине 2009 г. после увольнения из «Рено» Пике-младший признался, что босс команды Флавио Бриаторе и ее главный инженер Пэт Симондс, приказали ему врезаться в стену в заранее оговоренном месте. Пике, по его словам, боялся, что с ним не продлят контракт, и потому согласился. Специальное расследование подтвердило слова гонщика. Бриаторе получил пожизненную дисквалификацию, Симондса отстранили на пять лет, а Пике-младший вот уже 14 лет не может найти себе команду в «Формуле-1». «Рено» и Алонсо при этом отделались легким испугом. Доказательств того, что Фернандо мог что-то знать о заговоре, не обнаружили.   

    Масса пытался опротестовать итоги чемпионата сразу после того, как заговор был раскрыт, но – безрезультатно. «Тогда действовало правило, по которому было невозможно отменить итоги гонки или чемпионата, если победителю уже вручили кубок, – объяснял Масса. – И неважно, при каких обстоятельствах случилась победа, имело ли место воровство, например». 

    Неожиданный поворот в деле появился после откровенного интервью бывшего босса «Формулы-1» Берни Экклстоуна изданию F1 Insider. Он рассказал, что вместе с бывшим президентом Международной автомобильной федерации (FIA) Максом Мосли узнал об обмане еще по ходу бразильского этапа Гран-при, то есть до вручения титула Хэмилтону. 

    «Если бы мы придерживались регламента, то итоги сингапурской гонки следовало аннулировать, – заявил Экклстоун. – И тогда чемпионом всего сезона стал бы не Хэмилтон, а Масса. Мне до сих пор жаль Массу. Его лишили заслуженного титула, а у Хэмилтона было все везение на свете, и он выиграл свое первое чемпионство». 

    Почему боссы «Формулы-1» и FIA не начали действовать сразу? Во-первых, до расследования из доказательств у них были только высказанные впроброс слова отца и сына Пике. Во-вторых, Масса выиграл гонку, а у Хэмилтона до самого последнего поворота  не получалось подобраться к четвертой позиции, которая гарантировала бы ему победу в общем зачете. Логика простая: к чему лишний скандал, если и-за обмана в итоге никто не пострадает? 

    Но все тайное стало явным. Фелипе Масса, естественно, недоволен и готов обратиться в суд. Здесь, правда, есть одна тонкость. Суды FIA вряд ли возьмутся за рассмотрение дела, для них все решилось еще в 2009 г., после специального расследования. Кроме того, организация – один из потенциальных ответчиков. А под юрисдикцию Спортивного арбитражного суда (CAS) «Формула-1» пока так и не перешла. На практике это означает, что CAS может взяться за дело только в том случае, если на это будут согласны обе стороны процесса. 

    Масса подчеркивает – финансовая компенсация его не очень интересует. По его словам, для него намного важнее восстановить справедливость, пусть и через 15 лет.