Отмена отмены: Никита Мазепин сможет вернуться в «Формулу-1», несмотря на санкции Евросоюза
Это решение Европейского суда, и его нельзя обжаловатьРоссийский гонщик Никита Мазепин через суд вернул себе право выступать в «Формуле-1» и других гонках на территории Европы. Естественно, под нейтральным флагом, но с марта 2022 г. у Никиты, в отличие от других российских и белорусских гонщиков, не было и такой возможности. «Хаас» разорвал с ним контракт еще до введения официальных санкций, но уже спустя несколько дней Никита оказался в «черном списке» Евросоюза как физлицо, «связанное с ведущим бизнесменом (его отцом), который вовлечен в сектор экономики, обеспечивающий существенный источник дохода для Правительства РФ».
Санкции в общем виде с Мазепиных никто не снял, но суд решил, что они не должны распространяться на профессиональную деятельность Никиты. Ему разрешили не только выступать, но и заключать контракты со спонсорами. Правда, есть важное условие: эти спонсоры не должны быть связаны с Дмитрием Мазепиным.
«Я рад решению суда, которое дает мне надежду на возвращение в международный автоспорт, – говорит Мазепин. – Сделаю все возможное, чтобы наверстать упущенное, и с нетерпением жду возможности вернуться к делу, которому посвятил большую часть своей жизни. Спасибо всем, кто поддерживал меня и продолжает за меня болеть, даже в самые трудные моменты».
Если с выступлениями все сложится, Никита будет обязан подписать специальный документ Международной автомобильной федерации (FIA) о нейтральности, который сейчас актуален для всех пилотов из России и Белоруссии. В нем обозначен запрет на политические заявления и демонстрацию национальной символики в любой форме. А во вступлении говорится, что федерация осуждает действия России по отношению к Украине. Для спортсменов это стало проблемой из-за опасений превратиться в фигурантов уголовного дела на родине.
На протяжении прошлого сезона многие использовали в качестве лазейки двойное гражданство. Так, например, поступал вице-чемпион «Формулы-2» Роберт Шварцман, у которого есть израильский паспорт. Но перед началом нового сезона юристы FIA внесли важную поправку – теперь документ должны подписывать все россияне и белорусы, независимо от их дополнительного гражданства.
В «Формуле-1» Никита Мазепин выступал за американскую команду «Хаас», одним из главных партнеров которой был «Уралкалий». Весной 2022 г. команда в одностороннем порядке разорвала отношения и с пилотом, и со спонсором, объяснив это давлением со стороны других партнеров.
К тому моменту «Уралкалий» успел перевести американцам 12 млн евро, сообщало издание Motorsport. После резкого разрыва компания Дмитрия Мазепина потребовала вернуть деньги, так как контрактные обязательства не были исполнены. Но получила отказ и ответное требование – выплатить компенсацию за «упущенную выгоду» в 8 млн евро. До получения этой суммы «Хаас» оставил у себя один из формулических болидов Мазепина сезона-2021, который должен был передать «Уралкалию» по условиям спонсорского договора.
Определенные финансовые претензии к бывшей команде есть и у Никиты. В июне он подал иск в швейцарский суд с требованием выплатить долги по зарплате еще за 2021 г. «Мне кажется, работодатель как минимум должен компенсировать зарплату до момента увольнения и, наверное, выплатить какое-то выходное пособие, – объяснял Мазепин-младший свою позицию. – А когда на весь мир тебя пнули куда-то, это, наверное, неправильно. Своих денег я не увидел, поэтому мы идем в суд».
Даты слушаний по этому делу пока не назначены.
Вместо «Формулы-1» Никита принимал участие в ралли-рейдах на «Шелковом пути», а новый год начал в высшем классе Азиатской серии «Ле-Манн». Это чемпионат по гонкам на выносливость, который проводится в ОАЭ. Мазепин-младший выступает в составе недавно созданной команды «99 Рейсинг», которую спонсирует его же ивент-агентство.