У России забрали этап «Формулы-1» и чемпионат мира по волейболу. Удастся ли вернуть затраты?
«Уралкалий» на деньги от аннулированного спонсорского контракта с «Хаасом» создаст фонд помощи спортсменамПотери крупных спортивных событий — уже не удивляющее, но все еще болезненное последствие всеобщей изоляции, в которой постепенно оказывается российский спорт. Самые масштабные ближайшие потери кроме финала футбольной Лиги чемпионов (должен был пройти 27 мая в Петербурге) — это мужской чемпионат мира по волейболу (26 августа–11 сентября) и Гран-при России в «Формуле-1» (23–25 сентября).
Кроме того, в автогонках пострадал и единственный российский пилот: Никиту Мазепина уволили из команды «Хаас», спонсорский контракт с компанией «Уралкалий» разорван. «Ведомости. Спорт» разбирается, какими будут последствия и на какие компенсации могут рассчитывать стороны.
Игровые примеры
Гендиректор оргкомитета по подготовке к финалу Лиги чемпионов Алексей Сорокин сразу после переноса матча в Париж отметил, что по контракту с УЕФА никакой компенсации для российской стороны не предусмотрено. С двумя другими событиями ситуация не так однозначна.
В конце февраля министр спорта России Олег Матыцин обозначил общий настрой возвращать вложенное и добиваться компенсаций. Он поручил юристам анализ контрактов на проведение крупнейших событий, чтобы «максимально обеспечить возврат средств и компенсацию тех затрат, которые были сделаны». По словам Матыцина, потраченные государством деньги постараются вернуть, чтобы перераспределить на «программы и проекты, которые запланированы Стратегией развития физической культуры и спорта до 2030 г.».
О результатах этой работы из Минспорта пока никто не сообщал. Отдельные организации, отвечавшие за подготовку отнятых мероприятий, тоже начали борьбу за возврат средств.
Наибольший объем вложений связан с чемпионатом мира по волейболу, который должен был пройти в 10 городах России: Москва, Санкт-Петербург, Ярославль, Казань, Уфа, Екатеринбург, Новосибирск, Кемерово, Красноярск и Калининград. К нему строили новые и модернизировали существующие арены, а также готовили обширную логистическую программу.
Международная федерация волейбола (FIVB) в ответ на вопрос «Ведомости. Спорта» отказалась раскрывать финансовые детали контракта с российской стороной и условий его расторжения.
При этом в организации уточнили, что планируют провести турнир в срок: 7 марта открылся «ускоренный» прием заявок. В FIVB подтвердили, что не рассматривают вариант с переносом мероприятия на другие даты в 2022 г. или на 2023 г.
«Мы приветствуем и одиночные, и мультинациональные заявки от потенциальных принимающих сторон. Обновленная формула турнира позволяет разделить групповой этап между несколькими странами, провести 1/8 финала и четвертьфиналы в двух, а полуфиналы и финал сосредоточить в одной», — заявили в организации.
Что будет со слотом сборной России, которая отстранена от участия, а по жеребьевке, как хозяин, занимала место в группе A, пока не известно. В FIVB добавили, что решение примут только после того, как определится новый хозяин чемпионата мира.
Некоторые российские регионы уже пересматривают план вложений, связанных с проведением чемпионата мира. Конкретнее всех высказался министр культуры и туризма Калининградской области Андрей Ермак: он заявил, что в региональный бюджет вернется 30 млн руб., которые выделяли на проведение чемпионата мира в городе (Калининград должен был принять шесть матчей второго группового этапа).
Всероссийская федерация волейбола на момент подписания номера не ответила на запрос «Ведомости. Спорта».
Гоночная смена курса
Компания «Росгонки», отвечающая за проведение Гран-при России «Формулы-1», рассчитывает на возврат взноса, который каждый организатор ежегодно выплачивает за право проводить свой этап.
В среднем от одного Гран-при серия получает по 30 млн евро, но суммы выплат сильно отличаются: самые ценные с исторической и репутационной точек зрения платят намного меньше, новички (а в Россию «Ф-1» пришла только в 2014 г.) — больше. По данным Business Book GP, в 2018 г. Гран-при Монако платил $5 млн, этап в Сочи стоил почти в 10 раз дороже. Хотя и не был самым дорогим: Сингапур и Абу-Даби тратили на взнос порядка $60 млн.
Генеральный директор «Росгонок» Алексей Титов рассказывал, что изначально обсуждалась приостановка контракта по форс-мажорным обстоятельствам, но к 25 февраля переросла в односторонний разрыв — компания Liberty Media, владеющая «Формулой-1», обосновала это рисками дефолта в России и невыполнения контракта. К моменту, когда соглашение прекращали, российская сторона успела частично выплатить взнос за Гран-при-2022.
«Основные расходы, связанные с проведением этапа «Формулы-1», появляются весной, ориентировочно в апреле, так что мы не понесли существенных затрат, — говорит Титов в интервью «Ведомости. Спорту». — Подрядчики и партнеры, с которыми мы работаем, понимают сложившиеся обстоятельства, большинство оказалось в схожей ситуации, поэтому мы стараемся минимизировать финансовые потери каждой стороны. Мы пошли друг другу навстречу по некоторым проектам, которые уже успели запустить».
Титов в разговоре с «Ведомости. Спортом» характеризует возврат денег за этап 2022 г. только как первый шаг. По его словам, параллельно «Росгонки» работают с профильными специалистами для правовой оценки произошедшего расторжения и рассматривают обращение в суд как одну из опций.
Относительно заработков Титов настроен оптимистично: он не раз подчеркивал, что гонки «Формулы-1» — скорее рекламный инструмент для «Сочи Автодрома», доход конкретно от этапа он оценивал как незначительный.
«Помимо автоспортивных соревнований на «Сочи Автодроме» много других активностей. Круглогодичная деятельность — экскурсии по автодрому, автомузей Ника Панули, гоночные программы, коммерческие мероприятия корпоративных клиентов — все это помогает нам зарабатывать», — уточняет гендиректор «Росгонок».
Он планирует теперь сосредоточиться на развитии российского автоспортивного рынка и ждет, что международные события «обязательно вернутся, но уже на наших условиях».
«С уходом международных соревнований наша деятельность не только не закончится, а приобретет новые возможности для развития, вызванные отсутствием ограничений от проведения «Формулы-1», — резюмирует Титов для «Ведомости. Спорта».
Похожую борьбу за возврат потраченного ведет и российский гонщик Никита Мазепин, который провел прошлый сезон в «Ф-1» за команду «Хаас», планировал стартовать и в этом, но был уволен за две недели до первого Гран-при сезона. Тогда же команда расторгла спонсорский контракт с компанией «Уралкалий» Дмитрия Мазепина, отца Никиты, — соглашение оценивали в 20 млн евро.
По информации Financial Times, Мазепины попали в новый санкционный список Евросоюза.
«Я был очень разочарован тем, как все это произошло, — заявил экс-пилот на пресс-конференции. — Я ценил отношения с техническим директором «Хаас» Гюнтером Штайнером. Верил его словам на 100%. Я не получил никакой информации от команды. Узнал об увольнении только из пресс-релиза. Я не был готов к этому. Хотя бы 15 минут [на разговор могли бы уделить]. Хотя бы «будь готов» сказать мне заранее».
Мазепин объявил, что на средства, которые «Уралкалий» закладывал на спонсорство команды «Ф-1» в сезоне-2022, будет создан фонд помощи атлетам, лишившимся возможности выступать на высшем уровне.
«Фонд будет поддерживать спортсменов, которых наказали только из-за их паспортов, — сказал Мазепин. — Многие ведь рассчитывали, например, на спонсорские контракты по результатам выступлений на Олимпийских играх».
Организация будет называться We Сompete As One и в первую очередь поддержит паралимпийцев.