YouTube блокирует российские спортивные проекты из-за рекламы букмекеров

    Авторам приходится создавать новые каналы, искать другие площадки и партнеров
    Рекламное законодательство YouTube адаптируется к национальным нормам, но общие правила платформы не приветствуют продвижение азартных игр
    Рекламное законодательство YouTube адаптируется к национальным нормам, но общие правила платформы не приветствуют продвижение азартных игр /Евгений Разумный / Ведомости

    «Скользкий лед», Kamil Time, Аcoolfifa, «Футбольник» и многие другие популярные YouTube-каналы о спорте исчезли с платформы с начала 2024 г. В подписках у пользователей они не отображаются, через поиск на сервисе их тоже не найти, а ссылки из Google и «Яндекса» ведут на заглушку «Эта страница недоступна». Авторы закрытых каналов не только не могут добавлять новые видео, но и остались без старых, если, конечно, они не сделали резервные копии или не сохранили исходники. 

    Массовую блокировку связывают с рекламными интеграциями: почти весь спортивный YouTube в России завязан на букмекерах. Платформа запрещает их рекламировать, но это правило много лет игнорировали, причем как блогеры, так и видеохостинг. 

    Остановка по требованию

    По какому принципу площадка блокирует те или иные каналы, неизвестно. У пострадавших разные тематика, аудитория, количество подписчиков и спонсоры. Сейчас оценить популярность удаленных YouTube-проектов можно только по данным сторонних сервисов. Статистический сервис Social Blade утверждает, что на «Скользкий лед» было подписано 124 000 человек. Спонсор (и даже инициатор создания) канала о хоккее с комментатором Денисом Казанским и бывшим игроком, а ныне ведущим Сергеем Гимаевым-младшим – компания Winline. Этот же букмекер поддерживал выпуск роликов о единоборствах на Kamil Time с 42 000 подписчиков. «Футбольчик» (371 000) с обзорами европейских лиг также финансировал Winline. Пострадали и блогеры, выкладывавшие видео по футбольным симуляторам, прежде всего Акылбек Бисикенов. Он сотрудничает с BetBoom, и его канал Acoolfifa успел собрать 911 000 подписчиков. Каток банов проехался и по медиафутболу: каналы команд «Чисто Питер» (BetBoom) и Dmedia (Winline), а также игрока «Амкала» Андрея Сибсканы («Пари») тоже обнулили.

    «Канал удалили 2 января, – рассказывает «Ведомости. Спорту» Илья Балакирев, руководитель команды «Чисто Питер». – Перед этим YouTube удалял ролики по одному – началось в 20-х числах декабря. Сперва один ролик, через пару дней второй, потом третий. При этом возможность заливать новые видео оставалась. Но в конце концов удалили весь канал. Конечно, первая реакция – шок. Многие желают начать Новый год с чистого листа, но мы этого точно не планировали. Подали апелляцию, ее отклонили, так что решили начать все с нуля». 

    Многие авторы заблокированных проектов поспешили создать новые каналы либо переехали на «запасные». Главная проблема – медленное «перетекание» подписчиков: в потоке информации болельщики могли и не заметить, что любимого канала больше нет. Например, выжил запущенный в сентябре «Скользкий лед – Lite» (теперь переименован в «Скользкий лед – New»), и на него сейчас подписано около 15 000 человек, а видео собирает гораздо меньше просмотров, чем на удаленном канале. Бисикенов развивал два проекта параллельно, и теперь он вещает на полумиллионном канале Acoolbek. К слову, там также много рекламы букмекера, так что гарантий, что блогер сохранит за собой аудиторию, нет. Камил Гаджиев создал новый канал, назвал своим именем и заявил, что готов принять суровые правила платформы. Перезапустился и «Чисто Питер». 

    «За пять дней набрали чуть меньше 2000 подписчиков, но один из роликов уже пробил 20 000 – это наш средний охват в последние месяцы, – рассказывает Балакирев. – Настроены позитивно – значит, контент, который мы делали, люди смотрят. Единственный негатив – реакция медиафутбольного сообщества. Нам кажется, что для всей индустрии будет ценно помогать друг другу – этой помощи мы не заметили. Все крупные СМИ только написали об удалении канала, но о создании нового – ни одного сообщения, кроме Шугара (автор канала Sugar FIFA на YouTube, спонсор – Fonbet, аудитория – 152 000. – «Ведомости. Спорт»), за что ему респект и уважение».

    Атака на блогеров началась еще в конце 2023 г. Некоторым авторам на время заморозили возможность выкладывать новые видео. В частности, блок получил, пожалуй, самый большой русскоязычный канал о европейском футболе – «Мяч Production» (1,16 млн; Fonbet). В последний раз он обновлялся в конце октября, а свежие видео переехали на канал для коротких видео «Мяч Shorts» (308 000). С похожей проблемой столкнулись многие другие YouTube-проекты. 

    «Мы получили одно предупреждение и два страйка, – рассказывает «Ведомости. Спорту» автор крупного канала о футболе, пожелавший остаться анонимным. – После первого страйка запрет на публикации на неделю, после второго – на две. Затем 60 или 90 дней длится кулдаун, после которого страйки пропадают. Но если хватаешь третий страйк, то канал удаляют». Блогер отмечает, что никаких веерных блокировок или ограничений со стороны YouTube до минувшей осени не было. Логику действий платформы он не понимает: почему банятся одни авторы, хотя другие продолжают работать и размещать рекламу букмекеров. 

    Впрочем, закрытие российских спортивных каналов – часть более глобального процесса. YouTube вынужден подчиняться национальному законодательству, а во многих странах реклама букмекеров под строгим запретом, так что сервис должен удалять ролики, чтобы не нарваться на крупные штрафы. В декабре 2023 г. Итальянский орган по надзору за коммуникациями выписал штраф в 2,25 млн евро и потребовал заблокировать 20 000 видео, где рекламируются азартные игры, в том числе ставки на соревнования. 

    Оценка ущерба

    YouTube разрешает блогерам вставлять в видео собственные рекламные интеграции, но есть существенные ограничения. Сигареты, наркотики, проституция, стероиды и многое другое продвигать запрещено. Для азартных игр предусмотрены исключения: «Прежде чем указать ссылку на подобный сайт, убедитесь, что его домен сертифицирован «Google Рекламой» или проверен специалистами YouTube», – говорится в правилах пользования платформой. В России таких сайтов нет. А сейчас, к примеру, даже подать заявку на Google-лицензию по рекламе азартных игр в России невозможно.

    Ограничения по беттинг-рекламе действуют с 2018 г., но сервис стал предпринимать карательные меры только сейчас. За это время многие каналы заметно выросли, а беттинг превратился в драйвер всей отрасли спортивных медиа, и не только на YouTube. 

    «Не понимал весь масштаб последствий, – рассказывает Камил Гаджиев в беседе с «Ведомости. Спортом». – Видел, что почти на всех каналах, которые так или иначе посвящены спорту, есть реклама букмекеров. Первая ласточка прилетела, когда мне пришло предупреждение. Я посчитал, что надо переформатировать рекламу, сократил количество интеграций. Я опасался второго предупреждения, а в итоге получил бан с отсылкой к большому количеству ранее выпущенных роликов. Я думал, что, если мне еще один страйк прилетит, я от рекламы откажусь. Но задним числом, как и у многих, были просмотрены все видео, в которых имели место интеграции». Гаджиев добавляет, что YouTube вообще не предлагает авторам диалога, чтобы можно было защитить интересы. По его словам, сопоставимый по охвату и объему канал приносит около 1 млн руб. в месяц. 

    Это не первое потрясение для российского сегмента YouTube за последние два года. В марте 2022 г. платформа отключила монетизацию для роликов, которые показывают зрителям в России. Доходы каналов заметно сократились – деньги поступают только от просмотров из-за границы, а они обычно составляют меньшую часть. К тому же вывести заработок от интегрированной платформой рекламы на российские карты становится все сложнее из-за банковских санкций. На этом фоне зависимость от букмекеров для многих каналов только возросла. Возможно, волна банов подтолкнет авторов роликов к смене площадки. За последние два года депутаты и чиновники регулярно призывают закрыть доступ к YouTube и вынудить блогеров перейти на российские платформы. Многие каналы получили клоны на VK, а сама соцсеть обещает стимулировать просмотры и даже выплачивать гонорары за контент. Впрочем, и там, согласно нынешним правилам, реклама азартных игр запрещена, поэтому переезд на российский сервис ничего не гарантирует. 

    Кто следующий?

    В зоне риска находятся очень многие каналы, которые зависят исключительно от букмекеров. «Скользкий лед» уже пострадал, но «Коммент. Шоу» (841 000 подписчиков), которое также запускалось на деньги Winline, пока YouTube не тронул. То же самое касается каналов «Это футбол, брат!» (143 000, Fonbet), «Василий Уткин» (611 000, Fonbet), «Картавый футбол» (430 000, BetBoom), «Невиданный футбол» (130 000, «Лига ставок»), Nobel (201 000, Winline) и десятков других. А один из крупнейших блогеров – Евгений Савин рискует вдвойне: на канале «Красава» на 1 млн подписчиков встречаются упоминания BC.game – онлайн-казино, которое также принимает ставки на спортивные события. По данным «Рейтинга букмекеров» на октябрь 2023 г., площадка на российский рынок официально не выходила, а это повод для санкций Роскомнадзора (РКН). 

    Пострадать могут также авторы, которые на фоне массовых блокировок согласились со строгими правилами хостинга, но сохранили старые видео с упоминанием букмекеров, за них тоже может прилететь бан. Кроме того, не совсем очевидно, что считать рекламой. Например, автор видео может договориться со спонсором о появлении в кадре логотипа компании, скажем, на футболке. Возможно, YouTube посчитает демонстрацию эмблемы также рекламной интеграцией. К тому же букмекеры работают не только со спортивным сегментом хостинга. Скажем, в 2019 г. на канале BlackStarTV вышел клип на песню Егора Крида «Крутой», где мелькает автомобиль с логотипом букмекера Leon. В декабре Versus Battle, также сотрудничавший с беттинговыми компаниями, скрыл или удалил все видео, вероятно опасаясь полной блокировки. Канал с противостояниями рэперов и раньше обжигался на букмекерах, но прежде YouTube банил контент по требованию РКН. 

    Хотя зависимость спортивного YouTube от беттинга велика, у многих блогеров получается диверсифицировать рекламные доходы. Сервисы дешевых авиабилетов, курсы повышения квалификации, магазины с мерчем и даже производители БАДов также мелькают в рекламных блоках блогеров. Возможно, в связи с волной блокировок таких интеграций станет больше. 

    «Я не знаю, кто в будущем станет рекламодателем у спортивных каналов, – говорит Гаджиев. – Конечно, свято место пусто не бывает – кто-то обязательно появится. Но возможностей для заработка в YouTube для российских авторов стало намного меньше. Дальше вопрос: «Для чего люди это делают?» Я создавал канал не ради денег, мне важно было, чтобы болельщик находился со мной на одной волне. Для меня это ключевое, поэтому я продолжаю».