Кластерный формат и повышение доходности: как меняется рынок спортсооружений

    На крупнейшей тематической конференции «Арена Форум» обсудили тренды развития отрасли
    Деловая программа «Арены Форум» 2023 г. включала в себя более 60 часов выступлений топ-менеджеров спортивной индустрии
    Деловая программа «Арены Форум» 2023 г. включала в себя более 60 часов выступлений топ-менеджеров спортивной индустрии /«Арена Форум»

    23 и 24 ноября в Москве в седьмой раз состоялась крупнейшая в стране конференция по проектированию, строительству и управлению спортивными объектами «Арена Форум». В мероприятии приняло участие около 1500 человек, выступления подготовили 185 спикеров, среди них представители государственных структур, руководители стадионов, частные инвесторы и др.

    Форум при поддержке Минспорта РФ проводит компания СБК. «Идея большого мероприятия сложилась из запросов рынка, – рассказывает «Ведомости. Спорту» директор по развитию СБК Александра Савраева. – Как оказалось, бизнес-завтраков и других событий компактного формата индустрии недостаточно. Специалистам необходимо встречаться на одной площадке для обмена опытом».

    На конференции 2023 г. обсуждали широкий спектр тем – от экономики ледовых арен до особенностей инженерной инфраструктуры спортобъектов. «Ведомости. Спорт» суммировал выступления спикеров и зафиксировал главные тренды развития рынка спортсооружений в России.

    Тренд № 1. Арена превращается в кластер

    В 2017 г. ГК «Киевская площадь» приобрела «Олимпийский» у компании «Альянс» (сумма сделки не разглашалась) и объявила о планах вложить в него до $400 млн, а в январе 2019 г. спорткомплекс закрылся на реконструкцию. Изначально обновленное здание собирались открыть в 2023 г., но, как рассказала на «Арене Форум» директор по проектированию «Киевской площади» Галина Гордюшина, часть нового «Олимпийского» откроется в 2025 г., а в полноценном формате комплекс заработает только в 2026 г. Функционал сооружения сильно изменится, а спектр предоставляемых услуг – расширится.

    Новый «Олимпийский» займет территорию в 15 га, на которой разместится несколько зданий. В главном предусмотрен концертный зал на 12 000 человек, восьмизальный кинотеатр, торговые галереи, масштабный фудкорт, образовательные и развлекательные центры. По словам Гордюшиной, основное здание увеличится в 3,5 раза.

    В физкультурно-оздоровительном комплексе расположатся площадки для занятий 30 видами спорта, а в водном планируют открыть 15 бассейнов, в том числе два профессиональных – с трибунами, а также парк водных развлечений с песчаным пляжем и серфинг-центром.

    Если в новом «Олимпийском» большое внимание уделяют развлекательным активностям, то в «Лужниках» намерены создать полноценный спортивный кластер. Главную спортивную арену комплекса модернизировали к чемпионату мира по футболу 2018 г., позже на территории появились Центр самбо и бокса, Центр гимнастики, аквакомплекс, беговой комплекс, а вскоре должен открыться крупнейший в Европе теннисный центр.

    При этом, по словам заместителя директора по проектам «Лужников» Булата Литвинова, работы на территории комплекса не просто не закончились, а, по сути, еще не начинались. «У нас впереди много лет трансформации, запуска новых проектов», – сказал он на «Арене Форум». Литвинов отметил, что ежедневно комплекс посещает 20 000 человек, на ближайшие годы есть задача вдвое увеличить эту цифру.

    На вопрос, реально ли «Лужникам» выйти на окупаемость, Литвинов отметил, что власти Москвы не ставили такой задачи, но, по его мнению, «комплекс может приносить прибыль». Отдельно футбольному стадиону окупать себя сложно, считает Литвинов, поскольку на нем проводится лишь несколько матчей в год, а артистов, способных собрать в России 75 000 зрителей (вместимость арены), в стране крайне мало.

    Тренд № 2. Любительский спорт важнее профессионального

    С 2019 г. развитие спорта в России зафиксировано в нескольких федеральных программах: «Развитие физической культуры и массового спорта», «Спорт – норма жизни» и «Бизнес-спринт». Последний – самый свежий, принят в 2022 г. и направлен на вовлечение бизнеса в развитие инфраструктуры для занятий любительским спортом. В рамках «Бизнес-спринта» Минспорт, к примеру, субсидирует банки на кредиты по льготным ставкам под спортивные инвестпроекты.

    Главная цель спортивных федеральных проектов – к 2030 г. привлечь к регулярным занятиям спортом 70% жителей страны, т. е. около 93 млн граждан. Как отметил на «Арене Форум» первый заместитель министра спорта РФ Азат Кадыров, на реализацию федеральных проектов уходит порядка 30% бюджета Минспорта (он составляет около 70 млрд руб. на 2023 г.).

    В ведомстве разработали критерии, которым должна соответствовать спортивная инфраструктура для занятий массовым спортом: шаговая доступность, комфортные условия (зона питания, раздевалки и т. д.), невысокие цены на услуги и быстровозводимость. В рамках «Бизнес-спринта» Минспорт активно обращается к формату государственно-частного партнерства (ГЧП). «Частник строит быстрее, дешевле, а когда забирает объект в эксплуатацию, еще и эффективнее управляет», – отметил Кадыров.

    Среди тех, кто практикует сотрудничество с Минспортом по схеме ГЧП, основатель завода «Термосталь» и футбольных манежей «Физра» Ильшат Газизов. По словам предпринимателя, раньше его компания строила некапитальные манежи за 30 млн руб., но в рамках кооперации с государством требований стало больше. Теперь возвести и оборудовать капитальный манеж стоит порядка 160 млн руб., но сооружение получится и качественнее, и вместительнее.

    В 2022 г. прошел первый отбор проектов по «Бизнес-спринту». В Минспорт поступило 54 заявки, 24 из них получили поддержку.

    Параллельно в рамках проекта «Спорт – норма жизни» в эксплуатацию ввели более 300 объектов по стране, среди них физкультурно-оздоровительные комплексы, футбольные манежи и прочие спортсооружения.

    В последние годы популярность начал набирать корпоративный спорт, он также работает на достижение запрограммированных 70%. Как отметил на «Арене Форум» президент Всероссийского физкультурно-спортивного общества «Трудовые резервы» Илья Галаев, мероприятия его организации собирают по 1500–2000 человек, а число ивентов постоянно растет – в 2024 г. их будет 54.

    В планах «Трудовых резервов» – открыть 15-этажный спорткомплекс для корпоративного спорта. В нем будет располагаться футбольное поле, два катка, несколько игровых залов и проч. По словам Галаева, пандемия и политическая ситуация приостановили работу над проектом, но часть из необходимых для строительства 4 млрд руб. он уже собрал.

    Тренд № 3. Арены должны зарабатывать не только на спорте

    Еще один важный тезис «Арены Форум»: спортивная арена – больше не социальный объект, а бизнес-площадка. В связи с этим ее руководителям необходимо задумываться о получении доходов не только от проведения турниров, но и по другим статьям.

    Одной из них является нейминг. Как пояснила руководитель «МТС Live Холл» Анастасия Левицкая, вкладываясь в название арены, компания делает стадион партнером в своем бизнесе, включает его в экосистему. К примеру, посетителям могут предоставляться специальные условия пользования другими продуктами МТС – онлайн-кинотеатром или сервисом музыки.

    Арена, в свою очередь, получает не только деньги, но и эффект от репутации компании. Это помогает в привлечении зрителей и других партнеров. Левицкая не раскрыла стоимость сделки по неймингу открытого осенью 2022 г. объекта, а генеральный директор «Ростех Арены» в Калининграде Владимир Савин заявил, что стадион планирует получить по нейминговому соглашению с госкорпорацией больше 10 млрд руб.

    Савин отметил, что нейминг футбольных стадионов – уже распространенный тренд для России. Он был запущен «Спартаком» и банком «Открытие» в 2013 г., а сейчас арены восьми из 16 клубов Российский премьер-лиги носят названия спонсоров. Это больше, чем, например, в Англии, Италии, Испании и Франции. В топ-лигах этих стран нейминг арен использует не более пяти клубов.

    Спикеры «Арены Форум» рекомендуют думать о привлечении спонсоров на объект уже на этапе выбора локации. При правильном планировании заключать партнерские соглашения можно буквально на все: рекламные баннеры в чаше стадиона, кресла на трибунах, клининговые и охранные услуги, даже на форму сотрудников.

    Важнейшей статьей дохода является сдача площадей в аренду. Как отметил президент промоутерской компании Fight Nights Global Камил Гаджиев, если 10 лет назад чувствовался дефицит пространств для проведения мероприятий, то сейчас конкуренция сильно возросла, поэтому представители арен помогают с решением логистических задач, согласованием проверок с государственными органами и. т. д.

    «Мне нравится тренд на совместное проведение ивентов с аренами, – сказал Гаджиев на «Арене Форум». – Раньше было иначе: тебе сдавали площадку в аренду, на каждом этапе брали деньги, а потом еще могли и сами тебе создать проблем, вызвав какой-нибудь надзорный орган».

    Спортивный продюсер и режиссер Анна Велингтон, выступая на конференции, назвала три фактора, которыми она руководствуется при выборе арены: функциональность объекта, лояльность и содействие персонала, а также «открытые отношения без скрытых сумм»: «Бывает, что на стадии подписания договора, когда уже запущена рекламная кампания, нам неожиданно начинают навязывать своих подрядчиков или говорят, что нужно заплатить за вывоз мусора и подобные вещи. С такими площадками в дальнейшем мы уже, конечно, не работаем».