Рынок спортивного спонсорства показал рекордные цифры в 2022-м. Помогли отмена ковидных ограничений и крупные турниры

    В прошлом году в европейский спорт вложили невероятные 20,69 млрд евро
    «Барселона» заключила одну из самых крупных спонсорских сделок 2022 г., подписав контракт о титульном спонсорстве со стриминговой платформой Spotify
    «Барселона» заключила одну из самых крупных спонсорских сделок 2022 г., подписав контракт о титульном спонсорстве со стриминговой платформой Spotify /Zuma\TASS

    Исследование, проведенное Европейской ассоциацией спонсорства (ESA) и аналитической компанией Nielsen Sports, показало, что общая стоимость европейского спонсорского рынка за последний год увеличилась на 4,3% с 27,85 млрд евро до 29,05 млрд евро.

    Рынок спонсорства остался более чем на 1 млрд евро ниже, чем в 2018 и особенно в 2019 гг., когда был зафиксирован рекордный показатель в 30,69 млрд евро. Вместе с тем рынок спонсорства в спорте по итогам 2022 г. показал рекордный показатель в 20,69 млрд евро.

    Компания Nielsen Sports, которая ведет аналитику в этой области с 2008 г., пришла к выводу, что основной причиной роста спонсорских отчислений стало снятие ограничений по COVID-19 – теперь турниры проходят по расписанию, а не переносятся или отменяются, как это было в 2020 и 2021 гг.

    Кроме того, рекордных показателей европейскому спонсорскому рынку удалось достичь благодаря проведению в прошлом году крупных соревнований – зимней Олимпиады в Пекине, женского чемпионата Европы по футболу и чемпионата мира по футболу в Катаре. Так, только одна Международная федерация футбола (ФИФА) заработала на спонсорских сделках 1,67 млрд евро за последние четыре года.

    Отмечается, что криптовалюты оказали на рынок спонсорства как положительное, так и отрицательное влияние. В начале года биржи вкладывали в спорт большие деньги, а во второй половине 2022-го многие из них разорились и вынуждены были разорвать контракты с клубами, федерациями и т.д.

    Один из самых ярких примеров – недолгое сотрудничество «Челси» c платформой WhaleFin. В мае 2022 г. криптобиржа заключила соглашение с лондонской командой, по которому должна была платить 23 млн евро в год. Однако уже в декабре контракт был расторгнут из-за финансовых проблем WhaleFin – она принадлежала платформе Amber Group, 10% торгового капитала которой хранилось на потерпевшей крах бирже FTX.

    Самыми быстрорастущими странами по объему рынку спонсорства аналитики признали Испанию и Великобритания, в 2022 г. их рынки увеличились на 14% и 10% соответственно.

    Испания выиграла от стабилизации рынка после запрета на ставки в 2021 г., а также заключения топ-клубами новых контрактов с партнерами. «Барселона» подписала договор со стриминговой платформой Spotify на 90 млн евро в год, а «Реал» продлил соглашение с авиакомпанией Emirates, которая платит мадридцам по 70-80 млн евро ежегодно.

    В Великобритании основной причиной увеличения спонсорской помощи стал продолжающийся рост популярности Английской премьер-лиги. Большинство из 20 клубов чемпионата заключили контракты с новыми партнерами. Самым крупным из них стало продление договора о титульном спонсорстве между «Арсеналом» и Adidas. Производитель одежды платит лондонскому клубу около 68 млн евро в год.

    «Тот факт, что объем рынка в 2022 г. приблизился к уровню, существовавшему до пандемии, подчеркивает важность спонсорства для компаний по всей Европе, которые хотят выстроить крепкую связь со своими клиентами», – сказал председатель ЕКА Энди Уэстлейк.