Клюшки в аренду, запрет на карьеру за рубежом и Naeohyang вместо Adidas: cпорт КНДР на фоне санкций

    Идеология, пропаганда и массовость
    Две Кореи не раз выходили под общим флагом на олимпийских церемониях (на фото — Пхенчхан-2018), но вне спорта у КНДР не получается дружить ни с соседями, ни с США
    Две Кореи не раз выходили под общим флагом на олимпийских церемониях (на фото — Пхенчхан-2018), но вне спорта у КНДР не получается дружить ни с соседями, ни с США /Валерий Шарифулин / ТАСС

    Санкционное разоружение

    В 2006 г. Северная Корея впервые провела успешное испытание ядерного оружия и получила первую порцию санкций от ООН и США. С развитием ракетно-ядерной программы КНДР количество экономических и прочих запретов росло, как и число стран, вовлеченных в санкционную войну. Наиболее жесткие ограничения были введены в 2016–2017 гг. — в ответ на продолжение Северной Кореей ядерных испытаний. КНДР запретили продавать за границу золото, ванадий, титан, уголь и другие полезные ископаемые, а торговля сырьем приносила бюджету страны около 50% валютных поступлений. В марте 2016 г. Совет безопасности ООН добавил «инвентарь для отдыха и спорта» в список предметов роскоши, запрещенных к ввозу в Северную Корею, что усложнило жизнь местным спортсменам. 

    Перед Олимпиадой-2018 МОК даже обратился в ООН за разрешением поставить спортинвентарь для северокорейских атлетов и получил положительный ответ. Но все «арендованное» оборудование спортсменам КНДР пришлось оставить в Пхенчхане. Летом 2018 г. президент МОК Томас Бах повторил запрос в ООН, но США заблокировали его с аргументацией, что только максимальное давление во всех сферах может привести к денуклеаризации Северной Кореи. 

    И американский истеблишмент отлично понимал, что делает: спорт в Северной Корее — важнейшая часть идеологии и эффективный инструмент пропаганды. Первый руководитель КНДР Ким Ир Сен считал физическое воспитание одним из трех столпов «социалистической педагогики». Обязанность граждан заниматься спортом (в школе, а затем в публичных массовых мероприятиях) заложена в конституции страны — так государство обеспечивает готовность жителей «к труду и обороне». Наследник Ким Ир Сена — Ким Чен Ир — тоже понимал важность спорта как обязательного элемента национальной идеологии чучхе, но сам его не любил: за 16 лет у власти он лишь 20 раз посещал спортивные события и выделял минимум средств на развитие спорта. 

    Спортивная пропаганда

    Все изменилось с приходом к власти Ким Чен Ына в 2012 г. Он большой фанат спорта, особенно баскетбола. При нем в Северной Корее появилась новая спортивная инфраструктура (ледовый дворец, клуб верховой езды, горнолыжный курорт и т. д.) и новая концепция развития спорта, ориентированная как на массовость, так и на награды престижных международных турниров. «Только когда мы активизируем строительство спортивной державы, мы сможем в большей степени продемонстрировать военную мощь, построить успешную социалистическую нацию, а также продемонстрировать достоинство идей чучхе», — заявил Ким Чен Ын в своем обращении в 2015 г. 

    Санкции до сих пор не ограничивают участие северокорейских спортсменов в чемпионатах мира, Олимпиадах и других топ-турнирах. На Азиатских играх 2014 г. атлеты из КНДР завоевали 11 золотых медалей и были встречены парадом победы и банкетом у вождя, который поблагодарил их за подтверждение «плана партии по созданию спортивного центра». На Олимпиаде-2012 в Лондоне северокорейская команда завоевала четыре золота, в Рио в 2016 г. — два. Самые успешные виды спорта в КНДР — тяжелая атлетика (18 олимпийских медалей, из них пять золотых), борьба (10/3), бокс и дзюдо (по восемь медалей), а также тхэквондо и стрельба из лука. 

    В Токио-2020 КНДР участия не принимала, сославшись на COVID-19. С началом пандемии страна наглухо закрыла границы — даже с Китаем, с которым у КНДР налажены торговые отношения. Это привело Северную Корею к крупному продовольственному кризису. А из-за отказа участвовать в Играх-2020 МОК отстранил КНДР от Олимпиады-2022 в Пекине. 

    Все свое

    Из-за запрета на ввоз в страну спортивного инвентаря северокорейские спортсмены регулярно сталкиваются с трудностями, особенно в тех дисциплинах, которые в КНДР развиты слабо. Так, в апреле 2016 г. хоккейная команда из Северной Кореи приехала на турнир в Новую Зеландию без клюшек — те, что делают в КНДР, пока не соответствуют мировому уровню. Международная федерация предоставила северокорейским игрокам необходимый инвентарь, но перед вылетом на родину его пришлось сдать на таможне. 

    В 2016 г. у Северной Кореи появился главный местный спортивный бренд — Naeohyang, «которым должна гордиться нация». Ассортимент продукции компании покрывает потребности основных видов спорта — футбола, баскетбола, волейбола и др. 

    Рекламу спортинвентаря, разработанного северокорейским научно-исследовательским институтом, можно увидеть в перерывах и после окончания спортивных трансляций, которых при Ким Чен Ыне стало гораздо больше. Раньше соревнования показывали крайне избирательно и только в записи. Теперь на ТВ можно увидеть и чемпионат мира по гребле, и даже матчи Бундеслиги. Кроме того, в Северной Корее любят снимать кино про героев спорта. К примеру, фильм «Добежать до небес» посвящен бегунье Чон Сон Ок, которая выиграла золото чемпионата мира 1999 г., «представляя образ Ким Чен Ира». В 1990-х страна переживала страшный голод и победа соотечественницы имела огромное социальное значение. 

    Запрет на работу

    В декабре 2017 г. ООН приняла резолюцию 2397, запрещающую гражданам КНДР трудиться за границей. Дело в том, что по законам Северной Кореи работающие за пределами страны обязаны отчислять большую часть (до 70%) зарплаты государству. Таким образом, по мнению ООН, правительство получает иностранную валюту для финансирования ядерной программы. Основным адресатом нового ограничения были рабочие, массово уезжавшие на стройки в Европу и на Ближний Восток, но в итоге в числе пострадавших оказались и футболисты. 

    При Ким Чен Ыне особого внимания государства удостоился футбол. Ради будущих успехов на международной арене Северная Корея пригласила иностранных тренеров из Испании, Германии и Норвегии, а в 2013 г. открыла в столице международную футбольную школу. Туда набирают перспективных ребят со всей страны, а особо талантливым государство помогает пройти обучение за границей. 

    Самый известный выпускник школы — нападающий Хан Кван Сон. В 2014 г. он оказался в числе 40 учеников, отправленных на стажировку в Европу. Хан попал в Барселону, спустя год вернулся, но почти сразу уехал в Италию: корейские медиа писали, что его трансфер в «Кальяри» произошел не без помощи итальянского сенатора от партии Сильвио Берлускони «Вперед, Италия!» Антонио Рацци, в 2014 г. приезжавшего с визитом в КНДР. 

    После «Кальяри» Хан перешел в «Перуджу», оттуда — в «Ювентус», который выкупил игрока за 3,5 млн евро и продал в катарский «Аль-Духаиль» в два раза дороже. Хана называли северокорейским Роналду, но сказка закончилась, когда в силу вступили новые санкции. 

    Согласно расследованию ООН, с 2018 по 2020 г. Хан Кван Сон ежегодно получал в Италии 500 000 евро, а в Катаре должен был зарабатывать порядка 862 000 евро плюс бонусы до 30 000 евро. Кроме того, футболисту гарантировали оплату жилья и четырех билетов бизнес-класса из Дохи в Пхеньян. 

    Катарский клуб получил письмо, что перевод крупной суммы «работнику» из КНДР расценивается как нарушение санкций — и Хан остался без команды. Его кандидатуру в 2020 г. предлагали «Тамбову», что подтверждал спортивный директор клуба Павел Худяков, но российский клуб также не стал связываться с футболистом под санкциями. Хан вернулся домой и закончил карьеру. 

    Мирный спорт

    Несмотря на санкции, до пандемии Ким Чен Ын стремился использовать спорт как дипломатический инструмент. Две Кореи, разделенные войной с начала 1950-х, несколько раз выходили под одним флагом на Олимпиадах (в 2002, 2004 и 2006 гг.), но потепления отношений за пределами соревнований добиться не получалось. Поворотной точкой стало приглашение северокорейских спортсменов к участию в Олимпиаде в Пхенчхане от президента Южной Кореи Мун Чжэ Ина. На фоне растущей напряженности между КНДР и США это выглядело смелым шагом вперед. 

    О том, что спортсмены все же отправятся на Игры-2018, Ким Чен Ын объявил в новогоднем обращении. Было решено, что на церемонии открытия делегация пройдет под флагом объединенной Кореи. Кроме того, общая команда выступит в турнире по женскому хоккею. Вместе с 22 атлетами и группой поддержки на 200 человек в Пхенчхан приехала с визитом сестра Ким Чен Ына — Ким Ё Чжон. Это был первый визит на Юг представителя династии Ким после окончания Корейской войны, что мировая общественность тоже восприняла как готовность КНДР к диалогу. 

    После Олимпиады-2018, казалось, отношения Северной Кореи с внешним миром стали постепенно налаживаться: Ким Чен Ын несколько раз встречался с президентом США Дональдом Трампом и президентом Южной Кореи Мун Чжэ Ином. В мае 2018 г. две Кореи отказались играть друг против друга в четвертьфинале чемпионата мира по настольному теннису — и объединенной командой уступили Японии в полуфинале. В 2019 г. КНДР и Южная Корея обратились в МОК с просьбой разрешить некоторым командам из двух стран (упоминались отдельные дисциплины гребли, дзюдо, а также женский баскетбол и хоккей на траве) объединиться для участия в Токио-2020, но одобрения не получили. Тогда же две Кореи обсуждали совместную заявку на проведение чемпионата мира по футболу среди женщин 2023 г., но в итоге не смогли договориться по деталям турнира. 

    В конце 2010-х Пхеньян испытал очередную ракету, а переговоры с США о денуклеаризации зашли в очередной тупик. На фоне этого осенью 2019 г. КНДР и Южная Корея встретились в отборе на футбольный ЧМ-2022. Игра состоялась на стадионе «Ким Ир Сена», а не на нейтральной территории, что вселяло робкую надежду на возвращение к переговорному процессу. На трибунах не было зрителей, а прямая трансляция матча не велась — КНДР после пообещала, что передаст соседям запись исторического матча. 

    Чуть позже власти южнокорейской провинции Канвондо предложили КНДР совместно организовать зимние юношеские Олимпийские игры-2024. Руководитель региона Чхве Мун Сун уверен: именно спорт, а не санкции, подтолкнут Северную Корею к денуклеаризации. «Международные спортивные соревнования — это единственное, на что у нас еще есть шанс, — заявил он в интервью NK. — Мы должны продолжать заманивать Северную Корею на арену диалога в первую очередь в неполитических областях». 

    В апреле 2021 г. две Кореи подали совместную заявку на проведение Олимпиады-2032, что стало еще одним шагом к стабилизации их отношений через спорт. Правда, МОК в итоге отдал Игры австралийскому Брисбену.