Настольная дипломатия: американец в Японии сел не в тот автобус и помог США подружиться с Китаем
Игроки в пинг-понг как главные дипломаты начала 1970-хОт отрицания до принятия
После Второй мировой союзнические отношения США и Китая категорически испортились. Китайская республика на несколько лет погрузилась в гражданскую войну из-за противостояния коммунистических и националистических сил, а попытки американцев примирить враждующих успехом не увенчались. К 1949 г. материковая часть Китая превратилась в коммунистическую Китайскую Народную Республику (КНР), а сторонники буржуазно-националистической партии обосновались на острове Тайвань — именно эту Китайскую Республику и признал Вашингтон.
Напряженность в отношениях США и КНР усилила Корейская война в начале 1950-х. Еще в 1945 г. Корею временно поделили на две части — советскую (север) и американскую (юг). В конце 1940-х США предлагали провести общие выборы под эгидой ООН для создания единой Кореи, но план не сработал — и на политической карте мира появились два государства: коммунистическая КНДР и Республика Корея. Жить в мире у них не получилось. В начавшемся в 1950 г. вооруженном конфликте Китай активно поддерживал Северную Корею, США — Южную, что не способствовало диалогу между странами. Между Пекином и Вашингтоном отсутствовали как дипломатические, так и торговые отношения. Кроме того, США блокировали вступление КНР в состав ООН.
Смена приоритетов
Поворотным моментом для взаимодействия США и КНР стал 1969 г. Отношения Китая и СССР, которые долгое время строились на идеологическом сближении, становились все более напряженными. В Пекине не приняли курс на десталинизацию. Кроме того, возглавивший СССР после смерти Сталина Никита Хрущев решил пересмотреть политику финансовой помощи КНР, что враждебно настроило китайское правительство. В марте 1969 г. дошло до пограничного конфликта на острове Даманский на реке Уссури в 320 км южнее Хабаровска.
В тот же год президентом США стал ярый антикоммунист Ричард Никсон. Но в своей инаугурационной речи он заявил, что намерен развивать отношения со всеми странами. Год спустя в интервью The Times Никсон еще яснее намекнул на приближающееся потепление отношений с Пекином: «Если бы меня спросили, о чем я мечтаю, то я бы сказал, что хотел бы поехать в Китай. Даже если моя мечта не сбудется, то надеюсь, что мои дети смогут туда поехать».
Нужный маршрут
Во время чемпионата мира по настольному теннису 1971 г. в Японии 19-летний американец Гленн Коуэн, задержавшись на тренировке, опоздал на автобус своей команды и запрыгнул в шаттл, перевозивший сборную Китая. Китайские спортсмены, приехавшие на соревнования после шести лет отсутствия и с четким приказом избегать любых контактов со сборной США, отнеслись к лохматому парню с подозрением. Но лидер команды Чжуан Цзэдун протянул Коуэну руку, заговорил с ним через переводчика и вручил подарок — шелковую вышивку с изображением гор Хуаншань. В автобусе у Коуэна подарка не нашлось, но на следующий день он презентовал Чжуану футболку с символом мира и строчкой из песни The Beatles Let It Be.
Лидер КНР Мао Цзэдун, узнав об обмене подарками, назвал Чжуана хорошим дипломатом. Несколько дней спустя, когда американская сборная уже готовилась покинуть Японию, МИД КНР и государственная спортивная комиссия обратились к центральному комитету Коммунистической партии Китая с предложением пригласить спортсменов из США в страну. Мао Цзэдун идею одобрил, после чего приглашение было отправлено в госдепартамент США. Никсон узнал об этом поздно вечером, но потребовал незамедлительно отправить китайской стороне положительный ответ. «Я был так же удивлен, как и рад, — позже писал он в своих мемуарах. — Не ожидал, что китайская инициатива воплотится в виде команды по пинг-понгу».
Исторический визит был назначен на 10 апреля 1971 г. — на территории Китая не было американцев с момента основания КНР в 1949 г. В Пекин прибыли 15 американских игроков в настольный теннис, представители ассоциации и супруги некоторых спортсменов. В разношерстной делегации США оказался и Гленн Коуэн, и профессор колледжа, и девочки старшего школьного возраста. Никто из них не был выдающимся спортсменом — тогда мужская команда США занимала 24-е место в мире и для поездки на чемпионат мира в Японию им приходилось долго собирать нужную сумму средств.
Американцы путешествовали по стране неделю. По воспоминаниям спортсменов, с ними обращались как с высокопоставленными гостями: водили на экскурсии, угощали обедами, устраивали банкеты в их честь. Визит завершился встречей с руководителем госсовета КНР Чжоу Эньлаем, где он объявил американской делегации: «Вы открыли новую главу отношений между КНР и США. Я считаю, что это новое начало нашей дружбы, несомненно, будет поддержано большинством граждан наших стран».
Потепление в отношениях моментально реализовалось на практике. Через несколько дней после возвращения спортсменов в США Никсон объявил об отмене запрета на посещение КНР американскими гражданами, а также снятии ограничений на торговлю с Китаем.
Сила маленького мяча
Спустя год китайская сторона отправила свою команду по настольному теннису в США. Спортсмены проехались по восьми городам, где провели серию матчей под девизом «Дружба превыше всего». На торжественном приеме после первой игры Никсон произнес речь, в которой подчеркнул, что главной победой «станет дружба между народами Соединенных Штатов и Китайской Народной Республики».
25 октября 1971 г. КНР заняла место Китайской Республики в Генеральной ассамблее и Совете Безопасности ООН, а в феврале 1972 г. президент Никсон посетил Китай, где провел восемь дней, которые он назвал «неделей, изменившей мир». Описывая визит в своих мемуарах, Никсон отмечал, что китайские лидеры с особым удовольствием подчеркивали, как обмен спортсменами растопил лед в отношениях между странами.
«Маленький мячик двигает большой мяч» — эту фразу китайцы до сих пор используют, чтобы описать период, когда самым важным дипломатическим инструментом стала игра в пинг-понг.