Конституционный суд обязал районные суды рассматривать дела о домашнем насилии

Сейчас многие такие случаи «кочуют» между полицией и судами
Freepik
Freepik

Конституционный суд (КС) вынес важное постановление для жертв домашнего насилия: районные суды так же, как и мировые судьи, должны принимать к производству заявления потерпевших от побоев, несмотря на норму УПК, которая определяет порядок производства по уголовным делам частного обвинения.

В КС с жалобой об оспаривании норм Уголовно-процессуального кодекса (УПК) обратилась Галина Баскакова. Она неоднократно подвергалась побоям со стороны экс-супруга. Правоохранительные органы изначально отказывались возбуждать уголовное дело по ст. 116 УК (побои), за несколько лет обращений ей удалось добиться лишь административного наказания для мужчины: в 2019 г. он получил штраф по ст. 6.1.1 КоАПа (побои).

В наивысшей инстанции Баскакова указывала на несоответствие Конституции норм ст. 20 (виды уголовного преследования), 31 (подсудность), 147 (возбуждение уголовного дела частного и частно-публичного обвинения) и 318 (возбуждение уголовного дела частного обвинения) УПК, как не обеспечивающих эффективное расследование случаев домашнего насилия. По ее мнению, нынешняя система недостаточно защищает жертв от агрессоров. КС не нашел оснований для признания этих норм неконституционными. Дело Баскаковой не подлежит возобновлению из-за истекших сроков давности, но ей полагается компенсация.

При этом суд дал разъяснение, которое поможет в будущем другим пострадавшим от семейно-бытового насилия. Суд напомнил, что в декабре 2018 г. законом была изменена подсудность рассмотрения уголовных дел частного обвинения в отношении побоев: от мировых судей данные дела были переданы в ведение районных судов. Вместе с тем порядок производства по делам частного обвинения установлен УПК только для мировых судей. КС указал, что по системе действующего регулирования этот порядок должен распространяться и на районные суды.

«Полиция, рассматривая дела, направляла их, как того требует УПК по подсудности, в районный суд. Но районные суды отказывались принимать данные заявления, ссылаясь на то, что судопроизводством для частного обвинения предусмотрен порядок рассмотрения в мировом суде», – рассказала «Ведомостям» адвокат Мари Давтян из Консорциума женских неправительственных организаций, который занимался делом Баскаковой. «Но материал проверки по заявлениям г-жи Баскаковой кочевал много лет от полиции к районным судам и обратно. Все это и привело к тому, что сроки давности привлечения к ответственности ее бывшего мужа прошли», – подчеркнула она.

И все же Давтян решение КС считает победой: хотя заявительница воспользоваться этим инструментом не сможет, есть огромное количество иных дел, аналогичных, где потерпевшие не могут добиться правосудия. По делам о домашнем насилии частный порядок привлечения к уголовной ответственности, как, например, в случае повторных побоев или причинения легкого вреда здоровью, не только неэффективен, но и опасен для потерпевших, отметила Давтян. По делам частного обвинения полиция, продолжает она, не участвует в расследовании, а все обязанности по расследованию преступления ложатся на потерпевшего: именно он самостоятельно должен и писать заявление в мировой суд, и собирать доказательства, представить их суду, поддерживать обвинение и т. д.

«Суд указал на неправомерность действий органов, рассматривающих дело, которые отказались принимать заявление у Баскаковой», – сказал председатель коллегии адвокатов «Интеллект альянс» Николай Кулик. По его словам, толковать постановление нужно таким образом, что ввиду изменившейся в 2018 г. подсудности дел о домашнем насилии районные суды были обязаны принять к рассмотрению заявление от правоохранительных органов по заявлению женщины. Нынешнее решение, говорит управляющий партнер Key Consulting Group Анастасия Зыкова, определенно спровоцирует положительные сдвиги в общей практике возбуждения уголовных дел по жалобам жертв.