КС может пересмотреть норму о получении субсидии на оплату ЖКУ
Заявитель усмотрел нарушение прав безработных граждан – опекунов пожилых людейКонституционный суд (КС) принял к рассмотрению жалобу о признании неконституционной норму постановления правительства «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», лишающую права на получение субсидии на оплату услуг ЖКХ одиноко проживающих граждан, выполняющих социально значимую работу.
С жалобой обратился Владимир Кузнецов, который осуществлял уход за нетрудоспособной мамой и тетей в период с октября 2022 г. по март 2023 г. Он считался неработающим трудоспособным лицом и получал пособие по безработице.
Согласно постановлению правительства, субсидии полагаются, если расходы на ЖКУ в семейном бюджете превышают максимально допустимый в регионе уровень. Установленный федеральный порог – 22% от дохода. Если на квартплату уходит больше, например треть дохода, – можно претендовать на субсидию. Регионы обычно устанавливают нормативы меньше: например, по данным на 2023 г., в Москве норматив составил 10%, в Санкт-Петербурге –14%, в Новосибирской области –16%, в Екатеринбурге – 12%, в республике Татарстан – 21%.
Апелляционная и кассационные инстанции указали, что уход за пожилыми людьми не отражается в системе учета дохода, компенсационные выплаты не учитываются, а значит, отсутствует сам доход и начисление субсидии не положено. «Такая позиция судов отражает, что одиноко проживающие граждане, выполняющие уход за пожилыми гражданами старше 80 лет, не имеют права на субсидию на ЖКХ, так как у этих граждан нет дохода», – пишет заявитель. Он уверен, что это противоречит ст. 39 Конституции, гарантирующей каждому право на социальное обеспечение, и настаивает, что при выполнении общественно значимой работы понятия «отсутствия доходов» для расчета субсидии по оплате ЖКХ не должно быть, так как он выполнял работу. А «любая работа предполагает доход или результат общественного полезного действия, следовательно, доход может быть нулевым и выше». Только в этом постановлении доходы делятся на количество месяцев этого дохода, тогда как в законе о порядке учета и расчета среднедушевого дохода семьи принцип другой: доходы делятся на количество месяцев расчетного периода, подчеркивает Кузнецов.
«Процесс расчета выглядит примерно так: берется показатель среднего дохода семьи за определенный период и исходя из этого рассчитывается доля затрат на ЖКУ. Если показатель соответствует установленным пределам, то принимают решение о назначении субсидии», – объяснила управляющий партнер Key Consulting Group Анастасия Зыкова.
Уход за близкими людьми, как и за детьми, может и должен быть приравнен к работе, заявила «Ведомостям» зампредседателя комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Светлана Разворотнева. «Возможно, КС вынесет такое решение и мы его с удовольствием поддержим. Мне кажется, это будет справедливо», – подчеркнула она.
С точки зрения гуманизма одиноко проживающие граждане, которые обеспечивают уход за другими пожилыми людьми старше 80 лет, заслуживают социального поощрения от государства, считает эксперт «Народный фронт. Аналитика» Павел Склянчук. Позиция же судов опирается на действующие нормы: субсидии по ЖКХ предоставляются на основании обеспеченности доходами, второе основание – отношение к льготной категории граждан. «В остальных случаях предполагается, что граждане обязаны нести бремя содержания своего жилья и оплачивать потребляемые ЖКУ в том объеме, в котором употребили их», – пояснил Склянчук.
Если постановление признают противоречащим Основному закону, КС может предложить вариацию разрешения сложившейся ситуации, например предоставление права на получение субсидии на ЖКУ без учета критерия дохода отдельным категориям граждан, не работающих по уважительным причинам (инвалидность, длительное лечение, уход за ребенком, инвалидом или пожилым старше 80 лет и т. д.), заключила Зыкова.