Запрет на высадку животных на станциях распространят на электрички

Ранее РЖД такую норму ввела для поездов дальнего следования
Трагические события привлекли повышенное внимание к безопасности перевозок животных
Трагические события привлекли повышенное внимание к безопасности перевозок животных / Владимир Гердо / ТАСС

РЖД намерена запретить проводникам всех пригородных электропоездов высаживать домашних животных без хозяев, об этом сообщил заместитель гендиректора компании Иван Колесников на заседании рабочей группы в Госдуме по совершенствованию правил перевозок пассажиров с животными в различных видах транспорта. Ранее в РЖД заявили об аналогичном запрете в поездах дальнего следования дочерней Федеральной пассажирской компании (ФПК).

Ежегодно на электричках перевозят порядка 1,4 млн животных, добавил Колесников. Особенно актуально это решение в связи с предстоящим «садово-огородным сезоном» – электрички в весенне-летний период пользуются большей популярностью, чем обычно, подчеркнул зампредседателя комитета Госдумы по экологии Владимир Бурматов. Следующее заседание рабочей группы в апреле будет посвящено, в частности, этой тематике, поделился он.

Кроме того, планируется проработать тему идентификации животных – сейчас эта деятельность передана на уровень регионов. Пока только в 20 субъектах власти занимаются этим активно. «Наша задача – сделать этот процесс эффективнее, для того чтобы вовлечь все регионы», – заявил Бурматов. Как именно будут идентифицировать животных, еще предстоит решить: например, это может быть механизм Face ID для животных. «Сейчас мы с Гознаком работаем, это очень перспективная тема, потому что при [других способах] регистрации животных хоть копейку, но потратить надо», – пояснил Бурматов «Ведомостям». Например, установление чипа животным, покупка специальной бирки или татуировка стоят денег, а Face ID – бесплатно. «Ты сфотографировал, загрузил на сайт фото, через пять минут уже будет 100% эффективная идентификация», – добавил он.

Информация о животном, перевозимом в поезде, появится в билетах и мобильном устройстве проводника во втором полугодии 2024 г., сообщил Колесников журналистам. «Животное заслуживает, чтобы его узнавали», – подчеркнул он. Пассажир сможет внести полную информацию о перевозимом животном в билет, а проводник будет видеть ее в своем мобильном устройстве.

Вопрос с идентификацией поддержала и представитель S7 Airlines Светлана Кулюкина: «Эта инициатива по чипам и каким-то учетам могла бы помочь для решения ситуаций в оперативном порядке». Кроме того, необходимо обратить внимание на ответственность хозяев при перевозке животных и на самолетах, заметила Кулюкина. В 2020 г. компания разрешила пассажирам перевозить питомцев на соседнем кресле самолета – и эта возможность сейчас пользуется популярностью, добавила она. Перед полетом бортпроводник инструктирует каждого пассажира с питомцем, но небольшие нарушения правил все равно случаются: например, «сильно чаще, чем нам хотелось бы, мы сталкиваемся с гуляющими котиками по салону», поделилась Кулюкина. С ней согласился президент Российской кинологической федерации Владимир Голубев: «Конечно, животные – это пассажиры, конечно, ответственность должна лежать на хозяевах».

На перевозку домашних животных в пригородных поездах распространяется тот же приказ Минтранса «Об утверждении правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом», что и на их перевозку в поездах дальнего следования, при этом в отношении пригородных поездов правила перевозки животных являются менее «строгими», пояснила «Ведомостям» старший юрист, адвокат АЛРУД Мария Шабалина. Например, если для поездов дальнего следования закреплено требование о перевозке животных в ящиках, корзинах, клетках, контейнерах, то для пригородных поездов достаточно факта наблюдения владельца за его животным в ходе транспортировки и нахождения собак на поводке, пояснила она. «При этом постоянный контроль за животным, не находящимся в переноске, объективно затруднен, что прямо подтверждает актуальность предлагаемых в Госдуме изменений правил перевозки животных», – сказала она.

Проблема перевозки животных в поездах начала активно обсуждаться в России в связи с широким общественным резонансом из-за гибели кота Твикса, которого проводница поезда Екатеринбург – Санкт-Петербург выбросила из вагона в Кирове на 30-градусный мороз. При этом на животное был оформлен билет. По данным РЖД, Твикс сбежал из купе и оказался без присмотра, после чего «по невыясненным причинам» проводник решил «удалить беспризорное животное из поезда».

24 января против проводницы было возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 245 УК РФ (о жестоком обращении с животными). Позже в РЖД заявили, что теперь при обнаружении сотрудниками ФПК на территории своих подразделений или в поездах дальнего следования животных без владельцев будут приниматься меры для поиска хозяев. Если обнаружить их не удастся, то животное будет размещено в специализированном багажном купе или на служебные места в штабном вагоне, его довезут до станции и передадут дежурным сотрудникам вокзала.