Депутаты хотят переписать правила перевозки животных

Питомцев предлагают приравнять к пассажирам и запретить их высадку на станциях
Алексей Майшев / РИА Новости
Алексей Майшев / РИА Новости

При комитете Госдумы по экологии в феврале появится рабочая группа по совершенствованию правил перевозки животных в транспорте, сообщил зампред комитета Владимир Бурматов («Единая Россия») на круглом столе, где обсуждалась гибель кота по кличке Твикс. 11 января проводница поезда выбросила его из вагона во время стоянки в Кирове, писали СМИ.

По словам Бурматова, который возглавит рабочую группу, в нее войдут представители профильных федеральных ведомств, перевозчиков, общественных и зоозащитных организаций, экспертов и кинологов. «Отработаем с РЖД, «Аэрофлотом» и другими крупнейшими перевозчиками, которые уже выразили готовность доработать правила и готовят изменения в правила транспортировки питомцев», – сообщил Бурматов. Представитель Минприроды Мария Деревянко выразила готовность рассмотреть соответствующие инициативы.

Животных в поездках необходимо приравнять к пассажирам, считает Бурматов: сейчас юридически животные летят по багажной квитанции и являются имуществом пассажира. «Пассажир несет за них ответственность, но это не мусор, который можно выбросить на станции», – сказал он. Основными приоритетами при перевозке животных должны быть безопасность транспортного средства, безопасность пассажиров и их питомцев, продолжил Бурматов.

РЖД уже ввела запрет на высадку бесхозных животных, рассказал генеральный директор Федеральной пассажирской компании (дочерняя компания РЖД) Владимир Пястолов. Установлен регламент действия персонала поездных бригад, ведутся инструктажи: при обнаружении животных без владельцев персонал должен будет искать хозяина не только в конкретном вагоне, но и во всем поезде. В случае, если его не найдут, животное передадут сотрудникам вокзала для дальнейшего поиска, пояснил он.

Вопрос с персонификацией тоже будет проработан: сейчас в билете пишется «живность», но не указывается, какая именно. Федеральная пассажирская компания занимается доработкой информационных систем, что «потребует времени», признается Пястолов, но уже понятно, что необходимо указывать вид животного при оформлении билета и отображать эти данные в мобильном устройстве проводника (выкинувшая кота Твикса проводница не знала, чей это кот). «Появится возможность оповещать пассажиров при покупке билетов, что за соседи [будут], какие животные. Бывают же аллергики», – анонсировал Пястолов.

Сколько животных перевозится в России

Перевозка животных востребована у российских пассажиров. За 2023 г. количество перевозок животных без сопровождения увеличилось более чем на 20%: всего РЖД перевезла 57 000 питомцев без хозяев, сообщил заместитель гендиректора РЖД Иван Колесников, выразив сожаление в связи с гибелью Твикса. Представитель авиакомпании S7 сообщил, что более 2000 питомцев перевозятся каждую неделю.

Смерть кота подсветила отсутствие в компаниях внутреннего регламента взаимодействия руководства состава с проводниками в нестандартных ситуациях, сказал в ходе круглого стола советник президента Российской кинологической федерации Евгений Купляускас. Правила перевозки животных регулируются приказом Минтранса от 2022 г. Согласно п. 208 приказа, перевозчик не несет ответственность за жизнь домашних животных, собак, кошек, птиц и пчел, а также диких животных и грызунов, перевозимых в качестве багажа, а также не несет ответственность за телесные повреждения, потерю, болезнь или смерть животного при перевозке, за исключением случаев, когда это произошло в целях причинения боли животным и (или) страданий, а равно из хулиганских или корыстных побуждений.

Старший юрист, адвокат АЛРУД Мария Шабалина считает, что стоило бы прописать, что владельцы животных обязаны вести постоянный контроль за питомцем. В случае, если хозяин отлучается, питомца необходимо оставлять либо в переноске, либо строго в купе, если оно полностью выкуплено, говорит Шабалина.

Приравнять же животных к пассажирам не получится: сейчас питомцы считаются особой категорией имущества и объектом гражданских правоотношений, поэтому нельзя их приравнять к пассажирам, которые являются субъектами, пояснила «Ведомостям» Шабалина. «Субъект – это лицо, которое обладает правами, несет ответственность и обладает обязанностями. Животное не способно нести ответственность за свои действия», – добавила она.