Генпрокуратуру попросили проверить предприятия ЖКХ
В Госдуме обеспокоены ситуацией в коммунальной сфере после январских аварийГенпрокуратуру попросили проверить ресурсоснабжающие организации (РСО; поставщики коммунальных ресурсов – тепла, воды и т. д.) на предмет расходования средств, заложенных в тарифе ЖКХ на модернизацию сетей. Проверки должны пройти в регионах, где в январе 2024 г. произошли крупные аварии в коммунальной сфере. Запрос в Генпрокуратуру направил член комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Александр Якубовский («Единая Россия»). С копией документа ознакомились «Ведомости». В Генпрокуратуре на момент публикации на запрос не ответили.
На совместном заседании комитета по контролю и комитета по строительству и ЖКХ Госдумы 17 января курирующий коммунальную сферу вице-премьер Марат Хуснуллин сообщил, что уровень собираемости платежей за ЖКУ с граждан последние несколько лет достигает почти 100%, говорится в письме Якубовского. Поэтому, по предположению депутата, РСО в полном объеме получают заложенную в тарифе «инвестиционную составляющую, которая несет целевой характер – расходование на повышение качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг».
В письме также говорится, что с 1 по 14 января 2024 г. в России зафиксировано около 2500 происшествий в сфере ЖКХ. Например, в микрорайоне Климовск в подмосковном Подольске примерно в 170 жилых домах отключилось отопление и люди остались без тепла на неделю.
Представитель Минстроя сообщил «Ведомостям», что в 2024 г. «общее число аварий и инцидентов на объектах ЖКХ остается на уровне прошлого года, значительного ухудшения ситуации не наблюдается». Также в ведомстве рассказали, что, по данным системы мониторинга и контроля устранения аварий и инцидентов на объектах ЖКХ, с 30 декабря 2023 г. по 22 января 2024 г. в РФ зафиксировано 4382 происшествия на объектах ЖКХ и в сфере эксплуатации жилищного фонда, что на 3,1% меньше, чем в тот же период годом ранее.
Источник «Ведомостей», знакомый со статистикой собираемости платежей в ЖКХ, отметил, что она в среднем по регионам не достигает 100% даже с учетом претензионно-исковой работы и взыскания просуженной задолженности с помощью судебных приставов.
Представитель ассоциации Совет производителей энергии (лобби крупных генерирующих компаний) подтвердил, что собираемость платы за тепло в зоне присутствия членов организации за 2022 г. находилась на уровне 97–98%. Данные за 2023 г. еще не сформированы, но по данным за 11 месяцев они оказались ниже 100%, рассказал собеседник издания. «Дебиторская задолженность за тепловую энергию растет ежегодно, и этот тренд носит многолетний устойчивый характер. Рост задолженности не позволяет компаниям в полной мере покрывать издержки и создает риски для обеспечения надежного и качественного теплоснабжения потребителей», – подчеркнул он.
Аварии на коммунальных сетях могут происходить по разным причинам, включая старение инфраструктуры, недостаточное техническое обслуживание, естественные бедствия, ошибки в проектировании или выполнении работ, а также недостаточное финансирование для проведения регулярных инспекций и ремонтных работ, рассказала председатель подкомитета ТПП по развитию бизнеса в сфере управления жилой недвижимостью Сусана Киракосян.
Как заявил Хуснуллин на совместном заседании комитетов Госдумы, по предварительным данным, для наведения порядка в этой сфере потребуется в целом около 4,5 трлн руб. В 2023 г. на финансирование ЖКХ из федерального бюджета выделено 415,8 млрд руб., сказала «Ведомостям» замруководителя комиссии по ЖКХ общественного совета при Минстрое Ирина Булгакова со ссылкой на данные ведомства. На программу «Чистая вода» пошло 46,2 млрд руб., на модернизацию ЖКХ из ФНБ – 113 млрд руб., инфраструктурные бюджетные кредиты составили 70 млрд руб., на программу модернизации коммунальной инфраструктуры выделено 30 млрд руб., специальные казначейские кредиты – 118,3 млрд руб., на «Сохранение озера Байкал» – 9 млрд руб. и т. д.
«Ведомости» направили запрос в аппарат Хуснуллина.
Согласно стратегии развития строительной отрасли и ЖКХ, порядка 40% линейных объектов нуждается в замене, сказал «Ведомостям» Якубовский. Надо заменить 43,4% (249 000 км) сетей водоснабжения, 30% (50 000 км) сетей теплоснабжения, 46% (92 000 км) сетей водоотведения. «Плюс идет естественный процесс деградации сетей и объектов ЖКХ – порядка 3% в год». – добавил депутат.
По его словам, в такой ситуации критически важно контролировать целевое использование всех средств, направленных на модернизацию отрасли. Детальный анализ расходования денег не только позволит выявить какие-либо нарушения, но и даст понять всем участникам отрасли, что отныне будет жесткий контроль и надзор за этими процессами, подчеркнул Якубовский. Такие проверки станут важным сигналом ужесточения контроля, причем как для участников рынка ЖКХ, так и для смежных сфер, согласен член Ассоциации юристов России Шамиль Султанов.
806 объектов ЖКХ
удалось модернизировать в 2023 г., по данным комиссии по ЖКХ общественного совета при Минстрое. Также было заменено 17 500 км сетей, что составляет 1,9% от их общей протяженности
По мнению Якубовского, также нужно корректировать мораторий на проведение проверок в сфере ЖКХ. Он действует с 10 марта 2022 г. и до конца 2024 г. как часть комплекса мер правительства для обеспечения устойчивости развития экономики и снижения нагрузки на бизнес в условиях санкций. Сейчас государственная жилищная инспекция имеет право проверять РСО, только если произошла авария, отмечает директор НП «Национальный жилищный конгресс» Татьяна Вепрецкая. «Такие проверки крайне неэффективны», – подчеркнула она.
В размер тарифа входит покрытие операционных расходов на текущую деятельность предприятия ЖКХ, а также часть средств, которые должны идти на улучшение материально-технической базы, напоминает эксперт «Народный фронт. Аналитики» Павел Склянчук. По его словам, поэтому граждане вправе рассчитывать не только на то, что коммунальные услуги будут оказываться бесперебойно, но и на то, что их качество будет повышаться, например улучшится очистка холодной воды, снизятся цены на отопление и т. д.
Представитель Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения отметил, что проблема не в том, что инвестпрограммы РСО не выполняются, а в том, что они необъективно формируются. Например, в инвестпрограммы не могут быть заложены в полном объеме мероприятия, учитывающие реальное техническое состояние инфраструктуры. «Потребности кратно превышают тарифные ограничения», – говорит собеседник издания.
Единовременно провести замену всех проблемных участков коммунальных сетей невозможно. Сейчас ежегодный рост тарифной нагрузки в ЖКХ в России ограничен темпами официальной инфляции. По правилам ценообразования, в текущий тариф закладывается в среднем лишь порядка 7% от стоимости инвестиционной программы (например, по замене труб), сказал «Ведомостям» представитель одного из предприятий ЖКХ. Обычно такие программы растянуты на несколько лет, уточнил он.
Если цель предложенных проверок РСО – выявление системных проблем в работе организаций, а не просто их наказание, то предложение здравое, отмечает директор Института экономики и права ЖКХ, член подкомитета ТПП РФ по развитию бизнеса в сфере управления жилой недвижимостью Галина Минофьева.